Что входит в веру в Последний день ?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
1 – что будет в могиле:
Из веры в Судный день вера во все то, что известил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что будет после смерти. Мы верим в испытание могилы, в мучении могилы и ее блаженство. А по поводу испытания могилы, поистине, люди будут испытаны в своих могилах и скажут человеку: “Кто твой Господь? Какова твоя религия? И кто твой пророк?” И укрепит Аллах тех, которые уверовали словом твердым в мирской жизни и в жизни дальней. И верующий скажет: “Господь мой Аллах, Ислам моя религия, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, мой пророк”. А что касается сомневающегося, то он скажет: “Ха-ха. Я не знаю. Я слышал, что люди говорят что-то, и повторял за ними. И его ударят железным прутом, и он закричит так, что его крик услышат все вокруг, кроме людей. И если бы люди смогли услышать этот крик, то они пали бы пораженными и лишенными чувств. А затем, после этого испытания, будет или блаженство могилы, или ее мучение.
Объяснение:
Последний день – это Судный день. И вера в него является одним из столпов веры. На это указывает разум и природное состояние. Все небесные Писания заявляют о неизбежности этого. Все пророки и посланники возвещали о нем. Он называется Последним днем, из-за своего откладывания от этого мира. И шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул здесь очень объемную установку значения веры в Последний день, сказав, что это вера во все то, что известил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что будет после смерти. В это входит вера во все то, на что указывают источники из положения умирающего, положение умершего в могиле, воскрешение из могил, и что произойдет после этого. Затем, шейх, да смилуется над ним Аллах, указал на некоторые вещи из этой веры, которые будут происходить в могиле, сказав: “Мы верим в испытании могилы, в мучении могилы и ее блаженство”. Он упомянул здесь два положения:
Первое положение: испытание могилы. Дословно, слово испытание переводится, как экзамен, проверка. Здесь же под испытанием подразумеваются вопросы двух ангелов, которые они будут задавать умершему. Поэтому, он говорит: “А по поводу испытания могилы, поистине, люди будут испытаны в своих могилах и скажут человеку”, то есть: умершему. Все равно, мужчина это, или женщина. И возможно, что здесь упомянут мужчина, (дословно в тексте у автора), потому, что их большее количество. Затем, автор упоминает вопросы, которые будут заданы умершему. И ответы на эти вопросы верующего и не верующего. И что произойдет после этих ответов из блаженства, или мучения.
Вера в вопросы двух ангелов обязательна. Она установлена пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисах, количество которых достигла степени таватир. И на это указывает священный Коран в словах Всевышнего: “Аллах поддерживает верующих твердым словом в мире этом и в мире ином. И вводит в заблуждение Аллах неправедных, и творит Аллах, что желает”. (“Ибрахим”: 27). Бухари и Муслим, приводят хадис Бараи ибн Газиба, да будет доволен ими Аллах, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал по поводу слов Всевышнего: “Аллах поддерживает верующих твердым словом”, что они ниспосланы о мучение могилы. Муслим, прибавляет: “Спросят у него: “Кто твой Господь?” И он скажет: “Господь мой Аллах, а мой пророк Мухаммад”. И это соответствует словам: “Аллах поддерживает верующих твердым словом”. И твердое слово это слово единобожия, которое укрепилось в сердцах верующих с доказательствами и свидетельствами. И поддерживание им верующих в этом мире выражается в следовании ими единобожия. Даже если на этом пути они приобретают мучения и страдания. А поддерживание их, в мире следующем выражается в их наставлении на ответы во время вопросов ангелов.
Его слова: “А что касается сомневающегося”, то есть: колеблющегося. “То он скажет”, когда его спросят: “Ха-ха”. Слова сомнения и страдания. “Я не знаю. Я слышал, что люди говорят что-то, и повторял за ними”. Потому, что он не верил в то, с чем пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ему будет не ясен ответ. Даже если он и был бы из самых знающих и красноречивых людей. Как сказал Всевышний: “И вводит в заблуждении Аллах неправедных”. “И его ударят железным прутом”. Это огромный прут. “И он закричит так, что его крик услышат все вокруг, кроме людей”. Затем, он объясняет мудрость невозможности услышать этот крик человеком, словами: “И если бы люди смогли услышать этот крик, то они пали бы пораженными и лишенными чувств”. То есть: они умерли бы, или пали бы без чувств. Так же, из мудрости Аллаха, что все, что происходит с умершим в его могиле не ощущают живущие. Потому что Аллах сделал это сокровенным. И если бы это было бы открытым и явным, то тогда была бы потеряна требуемая мудрость, и это есть вера в сокровенное.
Второе положение: то, что будет происходить с умершим в его могиле. На это указал шейх своими словами: “А затем, после этого испытания будет или блаженство могилы, или ее мучение, пока не настанет великое воскрешение”. Это установление мучения могилы, или ее блаженства. И мнение приверженцев сунны и согласия, что умерший, если умрет, то будет в блаженстве, или в мучение. И что это произойдет как с его душой, так и с телом. Как на это указывают многочисленные хадисы от посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Вера в это обязательна. И запрещено говорить о том, как это будет происходить, каким образом. Потому что этого не постигли умы. Так как это из положений жизни дальней. А жизнь дальнюю не знает никто, помимо Аллаха. И тех, кому Аллах приоткрыл некоторую часть из этого. И они есть суть посланники, мир им всем и приветствие Всевышнего.
Мучение могилы отрицают мугтазилиты. Их сомнения в этом вопросе основываются на том, что они не познали и не видели, чтобы мертвый был, подвергнут мучению, или вопросам. В ответ на это можно сказать, что отсутствие нашим познанием и нашим зрением чего-либо не доказывает отсутствие его существования и происхождения. И сколь много вещей, которых мы не в состояние увидеть, но они существуют на самом деле. И из их числа мучение могилы и ее блаженство. И что Всевышний Аллах сделал положения мира следующего, и всего, что с этим связано, сокровенным. Закрыв это от познания умами в этом мире. Для того чтобы отличить тех, которые уверовали в сокровенное от других. И положения следующего мира не могут быть сравнимы с положениями мира этого. А Аллах об этом знает лучше.
И мучения могилы делятся на два вида: первый вид – постоянные мучения. И этим мучениям подвергаются неверные. Как сказал об этом Всевышний: “Огонь, в который они ввергаются утром и вечером”. (“Прощающий: 46). Второй вид: временные мучения. Которые будут какое-то время, а затем прекратятся. И это мучения некоторых грешников, из числа верующих. Они будут подвергнуты мучению на величину их греха, а затем, им простится прегрешение. И прекратится само мучение, по причине мольбы, или милостыни, или прощения.
2 – Великое воскрешение, и что в нем будет происходить
Пока не настанет великое воскрешение, тогда вернуться души к телам. И настанет час Судный, о котором известил нас Аллах в Своей книге и устами Своего посланника. На этом единодушны мусульмане. И восстанут люди из своих могил перед Господом миров босыми голыми и необрезанными.
Объяснение:
Шейх, да смилуется над ним Аллах, указал в этой и в последующих главах, что будет происходить в мире следующем. И он начнется с великого воскрешения. Поистине, всего есть три мира: мир ближний. Мир барзаха, (в могиле). И мир дальний. И в каждом из этих трех миров есть особенные для этого мира законоположения. И события, происходящие в них. И шейх уже повествовал о том, что будет происходить в мире барзаха.
А здесь он начал повествовать о том, что произойдет в мире дальнем, сказав: “Пока не настанет великое воскрешение”. Предстояние бывает двух видов: малое предстояние – и это есть смерть. И это предстояние произойдет с каждым человеком в особенности. Когда его покинет душа, и прекратятся все движения. И большое предстояние, когда предстанут все люди, как один, без исключения. И она называется предстоянием, поскольку люди поднимутся в ней из своих могил перед Господом миров. И поэтому он говорит: “Тогда вернуться души к телам”. И это после того, как ангел Исрафил вострубит в трубу. Всевышний сказал: “И возгласили в трубу, и вот – они из могил к своему Господу устремляются. Они говорят: “Горе нам! Кто послал нас из места упокоения?” (“Ясин”: 51-52). И сказал Всевышний: “Потом протрубят вторично, и вот – они стоя смотрят”. (“Толпы”: 68). И души есть множественное число от слова: душа. И она есть то, посредством чего живет человек и другие, обладающие душами. И никто не знает ее истинного положения, кроме самого Аллаха. Всевышний сказал: “Они спрашивают тебя о душе. Скажи: “Душа от повеления Господа моего”. (“Перенес ночью”: 85).
Его слова: “И настанет час Судный, о котором известил нас Аллах в Своей книге и устами Своего посланника. На этом единодушны мусульмане”, основываясь на доказательства воскрешения. И что оно, (воскрешение), установлено в Коране, в сунне, в единодушном мнении мусульман и здравым рассудком. Аллах известил об этом в Своей книге, и привел достаточно доказательств этому. И опроверг отрицающих воскресение во множестве сур Корана. И поскольку наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был печатью пророков, он объяснил разделы и события Последнего дня таким объяснением, которое не обнаружится во многих пророческих книгах.
Воздаяние за дела установлено здравым умом. И узаконено в шариате. Поистине, Аллах предупредил об этом умы во многих местах священного Корана. Поскольку Он упомянул, что недостойно Его мудрости и Его славы оставить людей напрасно. Или же сотворить их ради забавы. Без приказаний, запретов, вознаграждений и наказаний. И чтобы благодеяющий был подобен грешнику. Или чтобы мусульмане были подобны нечестивцам. Поистине, некоторые праведники умирают до того, как получат заслуженное им добро. И некоторые грешники умирают до того, как им воздается по заслугам. И необходимо, чтобы был мир, в котором каждый получил бы по заслугам. И отрицают воскрешение неверные. Как сказал об этом Всевышний: “Утверждают те, которые не уверовали, что они никогда не будут воскрешены”. (“Взаимное обманывание”: 7).
И его слова: “И восстанут люди из своих могил босыми”. Множественное число от “босого”. И это тот человек, на ногах которого нет никакой обуви. “Голыми”. Множественное число от слова “голый”. И это обнаженный человек, не имеющий одежды. “И необрезанными”. Множественное число от слова “необрезанный”. И это мужчина, крайняя плоть члена которого не обрезана. И эти три качества будут у людей, когда они восстанут из своих могил. И это установлено в достоверном хадисе от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В обоих сборниках “Сахих” от Аишы, да будет доволен ею Аллах, приводится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Вы будете собраны перед Аллахом в Судный день босыми, голыми и необрезанными”. Хадис.
Из книги Комментарии к “Акыде аль-Васатийе” Шейха аль-Ислама, Ахмада Ибн Теймийи
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws
(255)