Что произойдет в Судный день ?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
“И приблизится к ним солнце. И пот достигнет уровня уздечки. И будут установлены весы, на которых будут взвешены деяния рабов: “И у кого тяжелы, будут его весы – те счастливые. А у кого легки его весы, – те, которые нанесли убыток самим себе. Они пребудут вечно в аду”. (“Верующие”? 102-103). И раздадут книги – и это будут свитки деяний. И эти свитки будут брать с правой стороны, с левой стороны, или из-за спины – как сказал об этом Всевышний: “И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее и выведем для него в день воскресения книгу, которую он встретит открытой: “Прочти твою книгу! Довольно для тебя в самом себе счетчика!” (“Перенес ночью”, 13-14). И Аллах возьмет расчет с созданий и уединится с верующим рабом, и он признает свои грехи, как это описывается в Коране и в сунне. А что касается неверного, то их расчет не будет в виде взвешивания благих и греховных дел, поскольку у них нет благих дел. Однако будут подсчитаны их деяния счетом, и они остановятся на них и признают их”.
Объяснение:
Шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул в этих словах немного из того, что произойдет в Судный день. Из того, что упоминается в Коране и в сунне. Поистине, подробное описание всех событий этого дня является недоступным для познания нашими умами. Поистине, они познаются лишь с помощью достоверных передач от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который не говорит по пристрастию: “Поистине, это лишь озарение внушаемое”. Из мудрости в отчете созданий за их деяния, взвешивания, и явной записи их в свитки, вместе с охватыванием знания Аллаха всего этого, есть то, чтобы рабы видели полноту Его Славы, совершенство Его справедливости, безграничность Его милости и величие Его царства. И шейх упомянул о том, что произойдет в этот величественный день с рабами:
1. “К ним приблизится солнце”. То есть: подступиться близко к их головам. Как приводит, Муслим от Микдада, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Когда настанет час Судный, то солнце приблизиться к рабам и станет на величину одной, или двух миль”. Его слова: “И пот достигнет уровня уздечки”. То есть достигнет их ртов и станет для них в роли уздечки. Поскольку воспрепятствует разговорам. И это в результате близости от них солнца. И это произойдет в отношении большинства творений. И исключением из этого будут пророки и те, кому пожелает того Аллах.
2. Из событий этого дня его слова: “И будут установлены весы, на которых будут взвешены деяния”. Весы – это создание, на котором будут взвешены благие и греховные деяния. И это истинные весы, у которых будет язык и две чаши. И они из установок жизни дальней. Мы должны верить в них так, как об этом говорится и не искать их образ, кроме как в свете того, что встречается в источниках. И мудрость во взвешивании дел, выявлении их величины, дабы воздаяние было бы заслуженным. “И у кого тяжелы, будут его весы”, то есть: его благие деяния перевесят греховные. “Те счастливые”. То есть: успешные и спасшиеся от огня. Достойные войти в рай. “А у кого легки его весы”, то есть: перевесят греховные деяния над благими. “Те, которые нанесли убыток самим себе”. То есть, нанесли себе урон и ущерб, и стали обитателями огня. “Они пребудут вечно в аду”. То есть местом их пребывания станет огонь.
Данный аят свидетельствует об установлении весов и взвешивания дел в Судный день. Так же упоминание о весах и о взвешивании встречается во многих аятах Корана. И все источники указывают, что взвешены, будут делающий, само дело и свитки. И нет в этом никакого противоречия, в том, что все это будет взвешено. Однако внимание будет уделено в отношении тяжести и легкости самого деяния. А не в отношении делающего, и не в отношении свитка. А Аллах об этом знает лучше. И уже исказили мугтазилиты источники относительно этого, говоря, что под весами и взвешиванием подразумевается справедливость. И это искажение является ложным, противоречащим источникам и единому мнению праведных предшественников общины и ее ученых.
Шаукани сказал: “И причиною их упорства является использование только лишь разума. А это ни для кого не представляется доказательством. И если этого не признают их умы, то ведь это уже признали умы тех людей, кто обладал еще более сильным, нежели они разумом. Из числа сподвижников, последователей и их сторонников. До той поры, пока не пришло нововведение, как темная ночь. И каждый начал говорить что пожелает. И оставили шариат за своими спинами”. И деяния Последнего дня из числа тех, которые не познаются разумом. А Аллах об этом знает лучше.
3. Из числа событий этого величественного дня, упомянутых шейхом, его слова: “И раздадут книги – и это будут свитки деяний”. То есть свитки, на которых будут записаны деяния рабов, которые они совершали в этом мире. И будут сохранены для них. Поскольку они сложатся при смерти и раскроются перед отчетом, что бы каждый человек встал бы перед своим свитком и знал бы, что там записано. “И эти свитки будут брать с правой стороны, с левой стороны, или из-за спины”. Это объяснение того, каким образом люди будут брать свои свитки. Как говорится об этом в священном Коране. И это получение делится на два вида: получение своей книги правой рукой. Это относительно верующего. И получение своей книги левой рукой, или из-за спины. Это в отношении неверного. Поскольку он вытянет свою левую руку за спину и получит ею свою книгу. Как говорится об этом в аятах. И нет в них никакого противоречия, поскольку правая рука неверного привяжется к его шее, а левая будет за спиной, и ею он возьмет свою книгу.
Затем шейх приводит в качестве доказательства слова Всевышнего: “И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее”. И птица: что летит от него из его деяний: хороших и плохих. “К его шее”. То есть: привязали к нему, и будем воздавать ему согласно ею. Нет ему от нее избавления. И она обязательна для него, так же, как обязательно ожерелье на шее. “И выведем для него в день воскресения книгу, которую он встретит открытой”. То есть: соберем ему все его деяния в книге, которую он получит в Судный день. Или своей правой рукой, если он счастливый, или своей левой рукой, если он несчастен. “Открытой”, то есть раскрытой. И ее сможет прочесть и он сам, и другие. И поистине, Всевышний сказал: “Встретит открытой”. Для ускорения радости своим благим деяниям и упреку за совершение порицаемых дел. “Прочти твою книгу!” То есть ему скажут эти слова. До того, как начнут читать эту книгу те, кто был грамотным, и те, кто был неграмотным. “Довольно для тебя в самом себе счетчика!” То есть: считающего. И это самая великая справедливость. Поскольку самого человека сделают подсчитывающим, чтобы он видел все свои дела и ничего не смог бы отрицать.
И свидетельством благородного аята является установление получения каждым человеком свитка с записями дел в Судный день. Который он будет читать сам. И сам же будет считать, а не при помощи другого.
4. Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает о расчете, и говорит: “И Аллах возьмет расчет с созданий”. Расчет: это показ Всевышним Аллахом воздаяния за деяния и напоминание о тех из них, которые были забыты. Или же другое определение: это задержка Аллахом Его рабов перед их удалением с места сбора для выявления их деяний: праведных и не праведных. Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул, что расчет бывает двух видов:
Первый вид: расчет верующего. По этому поводу он сказал: “и уединится (Аллах), с верующим рабом, и он признает свои грехи, как это описывается в Коране и в сунне”. Как сказал Всевышний Аллах: “И кому будет принесена его книга в правую руку, тот будет рассчитан расчетом легким и вернется к своей семье в радости”. (“Раскалывание”, 7-9). И в обоих сборниках “Сахих” от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, который сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Поистине, Аллах приблизит верующего настолько, что он окажется под Его покровом, и закроет его от людей, и он признает грехи свои. Аллах спросит его: “Признаешь ли ты этот грех? Признаешь ли ты этот грех? Признаешь ли ты этот грех?” И когда он признает все свои грехи и подумает, что уже обречен на погибель, то ему скажут: “Поистине, Я покрыл тебя в земной жизни и прощаю тебя сегодня!” А затем ему будут даны записи его благих дел”. И значение: признает свои грехи: то есть осознает и подтвердит. Как в этом хадисе: “Признаешь ли ты этот грех? Признаешь ли ты этот грех?” Из верующих будут те, кто войдут в рай без расчета. Как это установлено в хадисе о семидесяти тысячах, которые войдут в рай без расчета и наказания.
И расчет делится на несколько видов. Есть легкий расчет, и это называется предстоянием, и есть расчет в виде препирательств. В обоих сборниках “Сахих” передается хадис, передаваемый со слов Аишы, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: “Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, у кого потребуют серьезного отчета, будет, подвергнут мучениям”. Я спросила: “О посланник Аллаха! Разве Всевышний Аллах не говорит: “А кому Мы дадим его книгу в правую руку, то расчет его будет легким”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Таким будет предстояние. И никто не сможет избежать препирательств расчета без того, чтобы не подвергнуться мучениям”.
Второй вид: расчет неверного. Он объясняет его словами: “А что касается неверного, то их расчет не будет в виде взвешивания благих и греховных дел, поскольку у них нет благих дел”. То есть: у них не окажется благих дел, которые можно было бы взвесить вместе с их греховными делами. Поскольку их благие деяния по причине их неверия не сохранятся для них в мире следующим, и останутся у них одни лишь греховные дела. Аллах Всевышний сказал: “Мы займемся в тот день делами, которые они творили, и развеем их в прах!” (“Различение”, 23). И под их расчетом подразумевается, что: “будут подсчитаны их деяния счетом, и они остановятся на них и признают их и воздастся им согласно их деяниям”. То есть: их известят об их деяниях и они признают их, затем наступит их воздаяние, согласно их делам. Как сказал об этом Всевышний: “Мы обязательно сообщим тем, которые не веровали, что они совершили и непременно дадим вкусить им суровое наказание”. (“Разъяснены”, 50). И слова Всевышнего: “И засвидетельствуют против самих себя, что они были неверными”. (“Преграды”, 37). И Его слова: “И они признались в своем грехе. Прочь же, обитатели огня!” (“Власть”, 11).
Водоем пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его местоположение и его описание
“И в площадях предстояния водоем, приготовленный для пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Его вода белее молока и слаще меда. Кувшины, стоящие на берегу его, (по своей численности) подобны небесным звездам. Его длина равна месяцу пути и его ширина так же равна месяцу пути. Каждый из испивших его воды уже никогда не ощутит жажды”.
Объяснение:
1. Из того, что есть в Судный день – водоем пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И автор упоминает здесь о нем и объясняет его описания словами: “И в площадях предстояния водоем, приготовленный для пророка, да благословит его Аллах и приветствует”. Как установлено это от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Имам ибн Кайюм говорил: “Хадисы, повествующие о водоеме, передаются от сорока сподвижников. И множество, или большинство этих сообщений достоверны”.
Водоем дословно: хранилище воды. Приверженцы сунны и согласия единодушны в установление водоема. Этому противоречат мугтазилиты. Они не признают установление водоема. И изменяют источники, упоминающие о нем, искажая их явный смысл. Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает описания водоема, сказав: “Его вода белее молока… и т.д.”. Эти описания установлены в хадисах. Как, например, хадис Абдуллы ибн Амра, который передают Бухари и Муслим, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Для того чтобы обойти мой водоем, потребуется месяц пути. Его углы равны между собой. Его вода белее молока, его благоухание приятнее аромата мускуса. А кувшины, стоящие на его берегах подобны небесным звездам. Каждый из испивших его воды уже никогда не ощутит жажды”.
Ас-Сират, его значение, его местоположение и описание. Прохождение людей по нему
“Ас-Сират протянут над адом. И это мост, который между раем и адом. Люди будут проходить по нему по мере своих деяний. Среди них будут те, кто пройдут его в мгновении ока. Среди них будут те, кто пройдут его подобно молнии. Из них, кто пройдет его, как ветер. Из них, кто пройдет его, как породистый скакун. Из них, кто пройдет как оседлавший верблюда. Из них, как встретивший врага. Из них, как идущий пешком. Из них, как ползущий ползком. Из них, кто сорвется и полетит в огонь. И поистине, на этом мосту будут крючья, которые будут схватывать людей за их деяния”.
Объяснение:
2. Шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает здесь о том, что из событий Судного дня – прохождение людей по Ас-Сирату. И Ас-Сират дословно означает ясный путь. А по законоположению шариата это то, как объяснял шейх своими словами: “И это мост, который между раем и адом”. И объяснил его местоположение: “Ас-Сират протянут над адом”. Затем он объяснил описание прохождения по нему людей, своими словами: “Люди будут проходить по нему по мере своих деяний”. И время прохождения по нему после расхождения людей от места сбора, предстояния и расчета. Поистине, Сиратом спасется верующий от огня и попадет в рай. И упадут с него обитатели огня, попав в ад, как это установлено в хадисах.
Затем шейх, да смилуется над ним Аллах, объяснил положения людей, проходящих по Сирату, сказав: “Среди них будут те, кто пройдут его в мгновении ока”. И так далее. То есть: по своей быстроте и медленности прохождения люди будут разнятся из-за разности их веры и праведных деяний, которые они приготовили в этом мире. Так же по причине следования человеком религии Ислама и его уверенности и убежденности в ней будет его уверенность в прохождение сирата. И кто твердо стоит на сирате смысловом, а это и есть Ислам, тот тверд в прохождение сирата, протянутого над пропастью ада. А кто потерял смысловой сират, тот потеряет и настоящий сират. Его слова: “Как встретивший врага”. То есть: бегущий бегом. Его слова: “ползущий ползком”. То есть: идущий на четвереньках, вместо ног. Его слова: “на этом мосту будут крючья”. Множественное число от слова “крюк”. И это железо, покрывающее голову.
Его слово: “схватывать”, означает быстрое взятие чего-либо. Его слово: “По их деяниям”, то есть: по причине их греховных дел будет схватывание их этими крючьями на мосту ада. По причине того, что они были схвачены страстью и сомнением в этом мире, и удалились от верного пути. (Дословно: сиратуль мустакым).
Приверженцы сунны и согласия верят в сират, протянутый над адом. И в прохождении по нему людей, согласно достоверным хадисам, установленных от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Этому противоречит Аль-Кади Абдуджабар Аль-Мугтазили и множество его последователей. Они говорят, что под упомянутым сиратом подразумевается путь рая, упомянутый в словах Всевышнего: “Он поведет их и сохранит в порядке их состояние”. (“Мухаммад”, 5). И путь огня, упомянутый в словах Всевышнего: “И отведите их на путь ада”. (“Стоящие в ряд”, 23).
Это мнение ложно и отвергает правдивые источники без предъявления каких-либо доказательств. А обязанностью является принимать источники и их прямые указания.
Мост между раем и адом
“И кто пройдет по Сирату, тот войдет в рай. И если пройдут по нему, то будут остановлены на мосту между раем и адом, где обиженные воздадут равное своим обидчикам. А когда они очистятся, им будет позволено войти в рай”.
Объяснение:
3. Шейх, да смилуется над ним Аллах, упоминает, что из событий Судного дня – стояние на мосту. Так, он говорит: “И кто пройдет по Сирату”, то есть преодолеет его и будет в безопасности от падения в пропасть ада. “Тот войдет в рай”. Потому что кто спасется от огня, тот войдет в рай. Всевышний сказал: “И кто будет удален от огня и введен в рай, тот получит успех”. (“Семейство Имрана”, 185). И сказал Всевышний: “Часть в раю и часть в аду”. (“Совет”, 7).
Однако перед вхождением в рай необходимо воздать за обиды между верующими, дабы они вошли бы в рай в наиболее совершенном виде, очищенными от обид. На это указывает шейх своими словами: “И если пройдут по нему”. То есть: преодолеют сират и спасутся от падения в огонь. “То будут остановлены на мосту”. Это мост и что превозносится над строениями. И говорят, что этот мост является продолжением сирата, который углубляется в рай. И говорят, что это другой сират, обособленный для верующих.
“Где обиженные воздадут равное своим обидчикам”. То есть: между ними произойдет воздаяние за обиды. И обиженный сможет восстановить свои права с обидчика. “А когда они очистятся”. То есть освободятся от упреков и восстановят права. “Им будет позволено войти в рай”. С их сердец удалится ненависть и злоба по отношению друг к другу. Как сказал об этом Всевышний: “И изъяли Мы злобу, что в их груди. Братьями они на седалищах обращены друг к другу”. (“Аль-Хиджр”, 47).
Первый, кому откроются врата рая, и первый, кто войдет в него и заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует
“И первый, кому откроются врата рая, будет Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и первой кто войдет в него из общин, будет его община. И ему, да благословит его Аллах и приветствует, в Судный день принадлежат три заступничества: а что касается первого заступничества, то оно касается людей предстояния, чтобы начался над ними суд. После того, как пророки Адам, Нух, Ибрахим, Мусса и Иса сын Маръям отвергнут предложение людей о заступничестве и обратятся с этим предложением к нему. А что касается по поводу второго заступничества, то он заступится за обитателей рая, чтобы они вошли в рай. И эти два вида заступничества обособленны для него. А что касается по поводу третьего заступничества, то он заступится за тех, кто был достоин огня. И этот вид заступничества определен для него и для всех пророков, правдивых и других. И он заступится за обитателей огня, чтобы они не вошли бы в него. И заступится за тех, кто попадет в огонь, чтобы они вышли бы из него”.
Объяснение:
4. Шейх, да смилуется над ним Аллах, объясняет то положение верующих в Судный день, на котором они остановятся после прохождения этих величайших событий, упоминание наиважнейших частей которых предшествовало ранее. И говорит: “А когда они очистятся, им будет позволено войти в рай”. И они не смогут войти в рай, кроме как после разрешения Всевышнего Аллаха и просьбы открыть его ворота. “И первый, кому откроются врата рая, будет Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует”. В “Сахих” Муслим, упоминается хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я приду к двери рая в Судный день и попрошу ее открыть. Охраняющий ее спросит у меня: “Кто ты?” И я отвечу: “Мухаммад”. Он скажет: “Мне было велено открыть эту дверь тебе, и никому до тебя”. И в этом проявляется почет и уважение по отношению к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и проявление его предпочтения. “И первой кто войдет в него из общин, будет его община”. И это из-за ее предпочтения перед другими общинами. И доказательства этому мы находим в хадисе Абу Хурайры, который приводит, Муслим со слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “И мы первые, кто войдет в рай”. Его слова: “И ему, да благословит его Аллах и приветствует, в Судный день принадлежат три заступничества”. Заступничества – множественное число от слова “заступничество”. И дословно это обозначает: посредничество. По законоположению шариата: пожелание добра другому. Оно образовано, от слова “ходатайствовать”, что является противоположностью слова “обижать”. И, как будто бы заступающийся прибавляет свою просьбу к просьбе заступаемого, после того, как он был одинок в своей просьбе.
И слова шейха, да смилуется над ним Аллах: “И ему, да благословит его Аллах и приветствует, в Судный день принадлежат три заступничества”. Объяснения заступничества, с которыми пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратиться в Судный день с разрешения Всевышнего Аллаха. Шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул их здесь в сокращенном виде. Если же перечислить их в полном виде, то получится восемь видов заступничества. Из них есть те, которые обособлены для пророка, да благословит его Аллах и приветствует. А есть те, которые являются общими между ним и другими.
Первое заступничество: великое заступничество. (И это есть достохвальное место). Оно выражается в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заступится перед Всевышним Аллахом, чтобы Он начал суд над Своими рабами, после длительного предстояния перед Ним. И после того, как все пророки откажутся этот сделать. И тогда с этим видом заступничества обратится к Аллаху с Его позволения наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Второе заступничество: его заступничество за обитателей рая, чтобы они вошли в рай после окончания расчета.
Третье заступничество: заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за своего дядю Абу Талиба, чтобы ему облегчили бы наказание в аду. И это является его особенностью. Потому что Аллах известил, что по отношению к неверным не поможет заступничество заступающихся. И наш пророк известил, что его заступничество действительно лишь по отношению к единобожникам. И его заступничество дяде Абу Талибу является особенностью по отношению к нему и по отношению к Абу Талибу. Эти три вида заступничества особенны нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.
Четвертое заступничество: его заступничество, чтобы в аду не оказались те из согрешивших единобожников, которые достойны подобного наказания.
Пятое заступничество: заступничество, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы такие грешники, уже оказавшиеся в аду, были выведены оттуда.
Шестое заступничество: его заступничество, чтобы некоторые из вошедших в рай заняли более высокое положение.
Седьмое заступничество: заступничество посланника, да благословит его Аллах и приветствует, относительно тех, благие и греховные дела которых будут равны, дабы они вошли бы в рай. И есть мнение, что это обитатели преграды.
Восьмое заступничество: заступничество посланника, да благословит его Аллах и приветствует, во вхождении некоторых верующих в рай без расчета и наказания. Как, например, заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к Гукаше ибн Мухсину, да будет доволен им Аллах. Поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, призвал его, чтобы он был одним из семидесяти тысяч, которые войдут в рай без расчета и наказания. И в этих последних пяти видах заступничества кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, принимают участие и другие пророки, ангелы, правдивые и шахиды.
Приверженцы сунны и согласия убеждены во все эти виды заступничества, поскольку есть доказательства, утверждающие их. И что для их осуществления необходимо, чтобы они соответствовали двум условиям:
- Разрешение Аллаха заступнику обратиться с заступничеством. Как сказал Всевышний: “Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения?” (“Корова”, 255). И Его слова: “Нет заступника иначе, как после Его позволения”. (“Юнус”, 3).
- Благоволение Аллаха по отношению к тому, за кого заступаются другие. Как сказал Всевышний: “И они не заступаются, кроме как за того, к кому Он благоволит”. (“Пророки”, 28).
И оба условия объединены в словах Всевышнего: “Сколько ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего не избавит. Если только не после того, как дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и соблаговолит!” (“Звезда”, 26).
Мугтазилиты противоречат по отношению к заступничеству совершившим большие грехи из числа верующих, и кто достоин по этой причине огня, чтобы они не вошли бы в него. И в отношении тех, кто уже вошел в огонь, чтобы они вышли бы из него. То есть по отношению к пятому и шестому виду заступничества. В качестве доказательства они приводят слова Всевышнего: “И не помогает им заступничество заступников”. (“Завернувшийся”, 48). В ответ на это можно сказать, что этот аят повествует о неверных. И им действительно не помогает заступничество заступников. А что касается верующих, то заступничество относительно них действенно, если соблюдены все его условия. И люди по отношению к заступничеству разделились на три группы:
- Первая группа: которые преувеличили в установление заступничества. И это христиане, многобожники, большинство суфиев и кубуритов. Поскольку они отнесли право заступничества каждому приближенному у Аллаха. Как заступничество и ходатайство при помощи посредников в этом мире у царей и правителей. И они начали обращаться за этим заступничеством не к Аллаху. Как повествует об этом Аллах, говоря о многобожниках.
- Вторая группа: и это мугтазилиты и хавариджы, которые преувеличивают отрицание заступничества. И отрицают даже заступничество пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и заступничества других по отношению к грешным единобожникам.
- Третья группа: это приверженцы сунны и согласия, которые устанавливают заступничество в соответствии с источниками Корана и хадисов. И устанавливают заступничество с его условиями.
Выход некоторых грешников из ада по милости Аллаха без заступничества и простор рая над его обитателями
“И выведет Аллах из ада народы без заступничества, а по Своей щедрости и милости. И останется в раю место после того, как в него войдут обитатели этого мира. И тогда Аллах создаст народы и введет их в рай. И разделы, которые включает в себя дальний мир из расчета, вознаграждения, наказания, рая и ада, и пояснение всего этого упомянуты в небесных писаниях. И следы этого знания оставлены пророками. И в знаниях, унаследованных от пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в этой области достаточное множество. И кто стремится к его познанию, тот сможет его достичь и приобрести”.
Объяснение:
5. После того, как шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул, что из видов заступничества, которые произойдут по разрешению Аллаха, есть заступничество по вызволению некоторых грешников, попавших в ад из ада. Он упоминает здесь, что выходу людей из ада будет способствовать и другая причина, кроме заступничества. И это есть милость Всевышнего Аллаха, Его щедрость и благодеяние. И Он выведет из ада тех грешных единобожников, в сердце которых будет хотя бы с горчичного зерна веры. Аллах Всевышний сказал: “Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей. Но прощает, что меньше этого, кому пожелает”. (“Женщины”, 48). И в согласованном хадисе: “Скажет Аллах: “Заступались ангелы, заступались пророки и заступались верующие. И не осталось ни кого, Кроме Милостивейшего из милостивейших”. И тогда Он возьмет одной хваткою ад и выведет оттуда народы, которые никогда не совершали благого”. Хадис.
Его слова: “И останется в раю место”, то есть свободное место. “После того, как в него войдут обитатели этого мира”. Потому что Аллах описывает рай как широкое и просторное создание, сказав: “Ширина которого – небеса и земля”. (“Семейство Имрана”, 133). “И тогда Аллах создаст”. То есть сотворит заново. “Народы”, общества. “И введет их в рай”. По Своей милости и щедрости. Потому что рай является Его милостью, которой Он облагодетельствует, кого пожелает. А огнем не наказывает никого, кроме как если против него есть доказательства его неверия, или противоречия Его посланникам.
Его слова: “И разделы, которые включает в себя дальний мир….” И так далее. После того, как автор, да смилуется над ним Аллах, упомянул о различных событиях последнего дня, и что будет в нем происходить, он указывает на Коран и сунну тем, кто желает узнать остальные, не упомянутые им разделы. Потому, что это из сокровенных знаний, которых не возможно достичь, кроме как при помощи озарений.
Из книги Комментарии к “Акыде аль-Васатийе” Шейха аль-Ислама, Ахмада Ибн Теймийи
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws
(1043)