С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Из Корана:
Всевышний Аллах сказал:
«Если они уверуют в то, во что уверовали вы (или так, как вы уверовали), то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то окажутся в разладе с истиной (в противоречии с вами). Аллах избавит тебя от них, ибо Он – Слышащий, Знающий» (сура «аль-Бакъара», 137).
Также Всевышний сказал:
«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (сура «ан-Ниса», 115).
Также:
«Первые поколения из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, а так же и те, которые строго последовали за ними – доволен ими Аллах, и они довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, под которыми текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великий успех» (сура «ат-Тауба», 100).
Из Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил своей дочери Фатиме: «Я прекрасный саляф (предок) для тебя». Приводит имам Муслим 2/234. То есть, прекрасный пример для следования.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это коренными зубами и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!».[1]
Они (сподвижники, первые поколения) были лучшими из этой общины, ими был доволен Аллах, их пути Он приказал следовать. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие из вас – это мое поколение, затем следующее после него, затем следующее после него, затем следующее после него».[2]
В другой версии хадиса сказано: «Лучшие из людей – это моё поколение, затем следующее после него, затем следующее после него».
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Постигнет мою умму то, что постигло бану Исраиль точь-в-точь, и последуют они за ними след в след. Поистине бану Исраиль разделились на семьдесят два течения, и поистине моя община разделится на семьдесят три течения, все они будут в Огне, кроме одной». Тогда (сподвижники) спросили: «Кто они о Посланник Аллаха?» На что он ответил: «Это те, кто последует тому на чём я сегодня и мои сподвижники».[3]
Асары сподвижников:
Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, говорил: «Следуйте (Сунне), и не вносите новшеств (нововведений), ибо (её) вам достаточно (т.е. Сунны)».[4]
Также Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, говорил: «Поистине мы последовали, но мы не начали. Мы последовали, но не вводили новшеств. И мы не собьемся пока будем держаться асара (послания, хадиса)».[5]
Хузейфа ибнуль-Йаман, да будет доволен им Аллах, говорит: «Любое поклонение, которым не поклонялись (Аллаху) сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то и вы не поклоняйтесь им!»[6]
Это и есть основа Исламского призыва. И те, кто не возьмёт это себе за основу, тот пойдёт в противоречии сподвижникам, их пути, их убеждениям и их пониманию. А тот, кто оставит путь саляфии, впадёт в глубокое заблуждение.
Поэтому, обязательно нужно знать их путь и тех, кто по нему следовал и следует!
Имам ас-Саффариний, рахимаху Ллах, разъясняя путь (манхадж) саляфов, писал: «Это то, на чем были благородные сподвижники (сахабы), да будет доволен ими Аллах, затем их последователи (таби’ины), которые строго последовали за ними, затем их последователи (атба’у ат-таби’ин), затем имамы этой религии, положении которых было свидетельствовано, место который в религии было велико и чьи слова передавались из поколения в поколения. И это не касается тех, кто был обвинен в нововведении (бид’а, после того как попал в него), и кроме тех, кто был известен неприятными, неподобающими прозвищами, как например: хариджиты, рафидиты, къадариты, мурджииты, джабриты, джахмиты, му’тазилиты, каррамиты, и им подобные.
(Путь саляфов) – это путь (мазхаб) имамов в знании, следующих преданию (асару, тому, что передается от саляфов), известных своей приверженностью Сунне, известных тем, что за ними следуют (в этом знании). А тот, кто противоречит чему-то из этого (из Сунны), или же порочит что-то из неё, или же ругает тех, кто призывает к ней, тот является нововведенецем (сектантом – мубтади’а), вышедшим из общины приверженцев Сунны (джама’ата), отклонившимся от пути Сунны и от пути Истины»[7]
__________________________________________________________________
[1] – Хадис приводят имамы Абу Дауд (4607), ат-Тирмизи (2676), Ибн Маджа (42). Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-Баззар, аль-Хаким, Хафиз ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси и шейх аль-Альбани.
[2] – Хадис приводит имам Бухари, 3651, имам Муслим, 2533.
[3] – Хадис приводят ат-Табараний в «аль-Аусат (5043, 8064), также в «ас-Сагыйр» (725), аль-Хайсами в «Маджма’из-зауаид» (899), Абу Ну’айм в «аль-Хилья», Ибн Батта в «аль-Ибана» (273, 274, 531), ас-Суютый в «Джами’». Подобный хадис также приводят Ахмад (4/102), Абу Дауд (2/503), ат-Тирмизи (3/367), Ибн Маджа (2/479). Достоверность этого хадиса подтвердили Шейхуль-Ислам ибн Тэймия, Хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани.
[4] – Приводит эти слова Уакъы’ий’ в «аз-Зухд» (310), также имам Ахмад в «аз-Зухд» (162), ад-Даримий в «ас-Сунан» (205), аль-Маруазий в «ас-Сунан» (78), ат-Табараний в «аль-Му’джам аль-кябир» (8770), Ибн Батта в «аль-Ибана» (175), аль-Бейхакъый в «Шу’аб аль-иман» (2216). Также его приводит шейх аль-Альбаний в своих работах, подтверждая его достоверность. См.» «Хаджату ан-набий», «Манасикуль-хадж», «Сильсиляту ад-да’ифа» (533).
[5] – Это сообщение приводит аль-Лялякаи (1/86). См.: «аль-Факыйх уа аль-мутафаккых» (1/147), «Замму ат-таъуиль» (59).
[6] – Эти слова также приводит, подтверждая их достоверность, шейх аль-Альбаний, см.: «ат-Тауассуль» и др. Также см. «Шарх усуль и’тикад ахлис-сунна уаль джама’а» имама ал-Лялякаи (1 стр.90), «Хильяту аль-аулия» (1 стр 280). Похожее сообщение привёл имам аль-Бухари от Хузэйфы, да будет доволен им Аллах, в книге «И’тисам би китаби-Ллях уа ас-Сунна», глава: «Следование Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) » (7282).
[7] – См.: «Ляуами’ уль-Ануар», 1/20.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(279)