Краткая биография шахида Али
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Он был предательски убит, хотя если бы убийца захотел одолеть его в честном поединке, этого бы не произошло. Но, как известно, трус всегда стреляет в спину.
Мы говорим о благородном имаме и повелителе верующих. Его имя ‘Али ибн Абу Талиб ибн ‘Абду-ль-Мутталиб ибн Хашим ибн ‘Абд Манаф аль-Кураши аль-Хашими. Он носил кунью Абу аль-Хасан. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прозвал его Абу Тураб (отец пыли).Он родился за десять лет до начала пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и воспитывался в доме Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Если говорить о достоинствах ‘Али, то они столь многочисленны, что имам Ахмад даже сказал: «Ни о ком из сподвижников не передаётся столько, сколько передаётся об ‘Али». Ибн Касир посвятил отдельную главу своего труда «Аль-бидайа ва ан-нихайа» достоинствам ‘Али ибн Абу Талиба. Он перечислил множество достоинств повелителя верующих, в том числе: «Из десяти обрадованных при жизни благой вестью о Рае он ближе всех по происхождению к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».
Многие учёные ислама включили в свои сочинения главу о достоинствах ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах.Это свидетельствует о любви Ахлю-с-Сунна к ‘Али, да будет доволен им Аллах.Ахлю-с-Сунна считают любовь к ‘Али, да будет доволен им Аллах, своей религиозной обязанностью.
Итак, упомянем некоторые из его достоинств.
‘Али был первым ребёнком, принявшим ислам. Он принял ислам еще в детстве, а погиб уже в зрелом возрасте.
Ибн ‘Абду-ль-Барр сказал: «Учёные согласны в том, что первой уверовала Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). Что же касается Абу Бакра, то он был первым из тех, кто открыто продемонстрировал своё обращение в ислам».
Однако правильнее будет сказать, что из свободных мужчин первым принял ислам Абу Бакр ас-Сыддик, из детей — ‘Али, из женщин — Хадиджа, а из рабов (вольноотпущенников) — Зейд ибн Хариса (да будет доволен Аллах ими всеми)».
Известно также, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Кому я покровитель, тому и ‘Али покровитель. О Аллах, будь благосклонным к тому, к кому он благосклонен, и враждуй с тем, с кем он враждует!». Этот хадис приводит имам Ахмад.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), дважды посылал ‘Али ибн Абу Талиба в Йемен в качестве командующего военными походами, проповедника религии Аллаха и судьи. Случилось так, что некоторые из тех, кто был с ним в Йемене, наговорили на него. Они пожаловались Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на то, что посчитали скупостью и неудобством, которое он намеренно причинял им, хотя в действительности ‘Али поступал правильно. Эти жалобы прозвучали во время хаджа. Вероятнее всего, слухи об этом распространились среди паломников. Поэтому, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вернулся, он остановился в Гадир Хаме и обратился к людям с речью. Подтвердив невиновность ‘Али, он похвалил его и обратил внимание людей на его достоинства и заслуги, чтобы изгладить негативное впечатление о нём, которое сложилось у некоторых людей в результате безосновательных слухов.
О причинах жалоб членов отряда на ‘Али рассказал Ибн Исхак: «Когда ‘Али вернулся из Йемена, чтобы встретиться с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Мекке, он, спеша к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), назначил своим заместителем одного из своих товарищей. В отсутствие ‘Али этот человек надел на воинов отряда те одежды, которые ‘Али привёз с собой. Когда войско приблизилось, ‘Али вышел встречать его и увидел на воинах эти одежды. Он воскликнул их вожаку: “Горе тебе, что это?!”. Тот ответил: “Я нарядил людей, чтобы они красиво выглядели. ‘Али сказал: “Горе тебе! Сними с них это, пока они не дошли до Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!”. И он забрал у них эти одежды и вернул их на прежнее место. Позже они пожаловались Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на то, как он с ними поступил.В день битвы при Ухуде восемнадцатого числа месяца зу-ль-хиджж Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к людям с проникновенной речью, побуждая их придерживаться Книги Аллаха и уважать его семью, то есть его женщин и всех тех, кому запрещено брать закят (то есть хашимитов).
Об ‘Али он сказал: «Кому я покровитель, тому и ‘Али покровитель».
После битвы при Нахраване, когда войско начало выходить из повиновения, ‘Али напомнил людям эти слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и заклинал тех, кто слышал эти слова от самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), засвидетельствовать его слова. И поднялось много людей. Таким образом ‘Али указал им на свои достоинства, признанные Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и дающие право требовать их подчинения ему как правителю.
Передают, что Са‘д ибн Абу Ваккас сказал об ‘Али, да будет доволен им Аллах: «Пока я буду помнить о трёх фразах, которые сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ‘Али, я никогда не смогу сказать о нём ничего плохого. Услышать хотя бы одну из этих фраз в свой адрес было бы отраднее для меня, чем обладать красными верблюдами. Однажды, когда перед одним из своих военных походов Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) назначил ‘Али своим заместителем в городе, ‘Али воскликнул: “О Посланник Аллаха! Ты оставляешь меня с женщинами и детьми?!”. И тот ответил: “Неужели ты не желаешь занимать при мне такое же место, какое занимал Харун при Мусе – с той лишь разницей, что после меня не будет пророков?”. А в день похода на Хайбар я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Я дам знамя человеку, который любит Аллаха и Его Посланника и которого любят Аллах и Его Посланник”. Услышав это, мы все потянулись к знамени, однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Позовите ко мне ‘Али. Его позвали, но оказалось, что у него болят глаза. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поплевал на его глаза и вручил ему знамя, и Аллах даровал ему победу. А когда Всевышний Аллах ниспослал совет: “Скажи: ‹Давайте позовём наших и ваших сыновей›”, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), позвал ‘Али, Фатыму, Хасана и Хусейна и сказал: “О Аллах! Это моя семья!”».‘Али передал много хадисов от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).Он участвовал во всех военных походах и сражениях Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), за исключением похода на Табук, во время которого Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел ему оставаться в Медине и сказал ему: «Неужели ты не желаешь занимать при мне такое же место, какое занимал Харун при Мусе – с той лишь разницей, что после меня не будет пророков?». Как известно, Муса оставил Харуна своим заместителем, когда отправился в назначенное Господом место.Одна из наиболее известных заслуг ‘Али ибн Абу Талиба (мир ему и благословение Аллаха) это доверие Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда он оставил ‘Али вместо себя в Медине, отправляясь в поход на Табук. Тогда ненависть, злоба и зависть лицемеров наконец-то выплеснулись наружу. Они начали говорить об ‘Али все, что могло бросить тень на его репутацию. Они сказали даже, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) оставил его в Медине только потому, что не хотел брать его с собой. Это заявление было ясным указанием на их лицемерие и плохо скрываемую злобу по отношению к мусульманам. Уместно вспомнить здесь слова ‘Али, да будет доволен им Аллах: «Клянусь Тем, кто рассёк зерно и создал душу, это обещание Пророка, не умеющего ни читать, ни писать: будет любить меня только верующий и будет ненавидеть меня только лицемер».‘Али подошёл к войску и воскликнул: «О Посланник Аллаха! Ты оставляешь меня с женщинами и детьми?!» А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в ответ: «Неужели ты не желаешь занимать при мне такое же место, какое занимал Харун при Мусе с той лишь разницей, что после меня не будет пророков?».‘Али да будет доволен им Аллах, принимал участие в битве при Бадре, а участникам этой битвы Всевышний Аллах простил их грехи. Этот факт широко известен.‘Али также был среди тех, кто приносил клятву довольства (байат ар-ридван), когда в день Худайбие поползли слухи об убийстве ‘Усмана, который отправился на переговоры с курайшитами.‘Али является одним из десяти обрадованных при жизни благой вестью о Рае.‘Али — один из праведных халифов.
‘Али — муж Фатымы, дочери Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и госпожи женщин миров.
‘Али — отец любимых внуков Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – аль-Хасана и аль-Хусейна, которые будут предводителями юношей в Раю.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аль-Хасан и аль-Хусейн — предводители юношей в Раю, а их отец лучше их».[2]
‘Али был одним из тех, чьи кандидатуры выдвинул ‘Умар в качестве своего преемника. ‘Абду-р-Рахман поставил ему несколько условий, и с некоторыми он согласился, а с остальными — нет. Тогда он выбрал ‘Усмана, который одобрил все условия. ‘Али согласился с этим решением и присягнул ‘Усману.
‘Али да будет доволен им Аллах, до самой смерти поддерживал исламское знание и заботился о носителях этого знания.
А теперь обратимся к особенностям ‘Али ибн Абу Талиба да будет доволен им Аллах. Аль-Бухари и Муслим приводят следующий хадис: Сахль ибн Са‘д, да будет доволен им Аллах, передаёт, что в день Хайбара он слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я непременно вручу это знамя тому человеку, через которого Аллах дарует нам победу». Услышав это, сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) поднялись со своих мест и разошлись, и каждый надеялся на то, что знамя достанется ему. А наутро они направились к Пророку, и каждый из них хотел, чтобы знамя вручили именно ему, однако Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Где ‘Али?». Ему сказали, что у того болят глаза, но он велел позвать к ‘Али себе. Когда тот пришёл, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поплевал ему на глаза, и ‘Али сразу же выздоровел, будто с ним ничего и не было.
‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Я никогда не желал быть правителем или предводителем, кроме как в тот день». Разумеется, не ради власти, а ради того чтобы замять столь высокое и почётное место. Ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о том, кому собирался вручить знамя: «Он любит Аллаха и Его Посланника и любим Аллахом и Его Посланником».
‘Али прославился своей храбростью, доблестью и боевыми подвигами. В большинстве сражений знаменосцем был он.
В день битве при Бадре ‘Али вызвал на поединок Шейбу ибн Раби‘а и убил его.
Абу Зарр клялся, что аят: «Вот две тяжущиеся группы, которые спорили относительно своего Господа» – был ниспослан об участниках этих поединков: Хамзе, ‘Али и ‘Убайде ибн аль-Харисе, а также Шейбе, ‘Утбе ибн Раби‘а и аль-Валиде ибн ‘Утбе. Это передают аль-Бухари и Муслим.
В день битвы при Ухуде Тальха ибн ‘Усман – знаменосец язычников – поднялся и сказал: «… товарищи Мухаммада! Вы заявляете, что вашими мечами Аллах отправит нас в Огонь, а вас нашими мечами — в Рай. Так найдётся ли кто-нибудь из вас, чтобы отправить меня своим мечом в Огонь или чтобы я отправил его своим мечом в Рай?». Тогда к нему вышел ‘Али ибн Абу Талиб да будет доволен им Аллах, и сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, я не оставлю тебя до тех пор, пока Аллах не отправит тебя в Огонь моим мечом или пока Он не отправит меня в Рай твоим мечом!». ‘Али ударил его мечом и отрубил ему ногу. Тот упал, и открылись его срамные места, и он взмолился: «О сын дяди моего! Заклинаю тебя Аллахом и родственными связями!». Тогда ‘Али оставил его в покое и не стал добивать его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: «Аллах велик!». Некоторые сподвижники спросили ‘Али: «Почему ты не добил противника?». ‘Али на это ответил: «Сын дяди моего заклинал меня родственными связями, когда открылись его срамные места, и я устыдился…».
Он также участвовал в поединке с иудеем Мархабом в походе на Хайбар. Когда мусульмане подошли к этому городу, появился предводитель противника Мархаб, который принялся расхаживать перед войском ‘Али, держа в руках меч и произнося такие стихи:
Уже узнал Хайбар, что я — Мархаб,
Боец, хорошо вооруженный и испытанный
В войнах, когда они разгораются!
И ‘Али сказал:
Я — тот, кого мать назвала Хайдаром. (Муслим № 1807. Хайдар — одно из имен льва).
Подобен я страшному льву, что в лесах обитает,
и многих и многих из вас погублю я!
А потом он ударил Мархаба по голове и убил его, и, в конечном итоге, его усилия помогли мусульманам одержать победу.
Имам Ахмад приводит следующее сообщение от Абу Бурайды: «Они с ‘Али обменялись ударами, и ‘Али ударил его по голове так, что мечом расколол ему череп, и воины слышали звук этого удара. И почти сразу же Всевышний Аллах даровал победу ‘Али и мусульманам». На смелость ‘Али указывает и то, что он спал в постели Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ночь его переселения, чтобы язычники подумали, будто Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ещё в доме. И, несмотря на свою смелость, он говорил: «В разгар сражения мы старались находиться возле Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он служил нам защитой, но получалось так, что он стоял ближе всех к врагу». Это сообщение приводят имам Ахмад и другие.
Не было человека смелее, чем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Следует упомянуть также о благородстве и благонравии ‘Али ибн Абу Талиба. Однажды к нему пришёл какой-то человек и сказал: «О повелитель верующих! У меня есть просьба к тебе. Я обратился с ней к Аллаху прежде, чем обратиться к тебе, и если ты выполнишь её, я воздам хвалу Аллаху и поблагодарю тебя. А если ты не выполнишь её, я воздам хвалу Аллаху и буду считать, что у тебя было оправдание». ‘Али сказал ему: «Напиши свою просьбу на земле, ибо я не желаю видеть унижение просящего на лице твоём!».
‘Али был очень скромным. Он говорил: «Если ко мне приведут человека, утверждающего, что я лучше Абу Бакра и ‘Умара, я непременно подвергну его установленному наказанию за клевету!».
Мухаммад ибн аль-Ханафийа рассказывал: «Я спросил у отца: “Скажи, кто является лучшим из людей после Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?”. Он ответил: “Абу Бакр”. Я спросил: “А после него кто?” Он ответил: “‘Умар”. И я испугался, что если спрошу снова, он скажет: “‘Усман”. Поэтому я спросил: “А потом ты?”. Он сказал в ответ: “Я всего лишь один из мусульман”».[3]
На долю ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, выпало множество испытаний. Он пострадал от людей, которые утверждали, что любят его. Группа еретиков объявила ‘Али Богом. Они сказали: «Ты — наш Господь!». ‘Али рассердился на них и велел их сжечь. Однако их товарищам это только добавило упорства, и они сказали: «Теперь мы окончательно убедились в том, что ты — наш Господь! Поистине, наказывает огнём только Аллах». ‘Али же ответил: «Из-за меня погибнут двое: тот, кто чрезмерно превозносит меня и приписывает мне то, чего во мне нет, и человек, которого злоба и ненависть ко мне подталкивают к тому, чтобы возводить на меня ложь. Я не пророк и мне не ниспосылается Откровение. Однако я поступаю в соответствии с Книгой Аллаха и Сунной Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), насколько могу. И если я велю вам делать то, что является знаком покорности Аллаху, то вы обязаны подчиняться мне, хотите вы того или нет».
Однажды ‘Али сказали: «У ворот мечети стоят люди, утверждающие, что ты — их Господь!». ‘Али позвал этих людей и сказал: «Горе вам! Что вы говорите?!». Они ответили: «Ты — наш Господь, Творец и Дарующий нам удел!». ‘Али воскликнул: «Горе вам! Я такой же раб Аллаха, как и вы! Я ем еду, как едите её вы, и я пью, как пьёте вы. Если я буду покорен Аллаху, Он, если пожелает, вознаградит меня. А если я ослушаюсь Его, я боюсь, что Он накажет меня. Бойтесь же Аллаха и откажитесь от своих слов». Однако они настаивали на своем. На следующий день они пришли к нему снова, и Кунбур сказал ‘Али: «Клянусь Аллахом, они вернулись и говорят то же самое!». ‘Али велел: «Приведи их». Однако всё повторилось и на следующий день. Тогда ‘Али рассердился: «Если вы ещё раз скажете нечто подобное, я казню вас страшной казнью!». Однако и это их не остановило. Тогда ‘Али велел вырыть ров, развести в нём огонь и поставить их перед выбором: либо они отказываются от своих слов, либо их ждёт огонь. Однако они отказались, и их бросили в огонь. А потом ‘Али объяснил: «Я увидел, что это дело порицаемое, и потому развёл огонь и позвал Кунбура!».
‘Али пострадал от тех, кто заверял его в своей любви к нему. Более того, ему досталось от тех, кто называл себя его ближайшими сторонниками. Убийца ‘Али ибн Мульджам также принадлежал к числу тех, кто называл себя сподвижниками ‘Али да будет доволен им Аллах.
В силу этих обстоятельств ‘Али ибн Абу Талиб говорил в конце своей жизни: «Господи, тебе жалуюсь на печаль мою!».
А о жителях Куфы он говорил: «О Аллах, мне надоели они, а я надоел им. Я возненавидел их, а они возненавидели меня. Они побудили меня к поведению, которое мне не свойственно, и заставили меня изменить себе. О Аллах, замени мне их теми, кто будет лучше, чем они, и замени им меня тем, кто будет хуже меня. О Аллах, погуби их сердца подобно тому, как растворяется в воде соль!».
А ведь Куфа — это центр сторонников ‘Али.
Когда к аль-Хасану ибн ‘Али пришла смерть, он сказал своему брату аль-Хусейну: «Брат мой! Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скончался, наш отец думал, что станет его преемником. Однако Аллах пожелал по-другому и сделал его преемником Абу Бакра. Когда к Абу Бакру пришла смерть, наш отец надеялся стать его преемником. Однако его преемником стал ‘Умар. Когда ‘Умар был уже при смерти, он предложил шесть кандидатур, среди которых был и наш отец, и он не сомневался, что на сей раз то, чего он желал, не обойдёт его стороной. Однако преемником ‘Умара стал ‘Усман. Когда погиб ‘Усман, люди присягнули нашему отцу, но потом право называться преемником ‘Усмана у него оспорили, и он вынужден был обнажить меч, добиваясь своего, но правление не принесло ему ничего, кроме тягот. Клянусь Аллахом, я считаю, что Всевышний не желает объединять в нас, членах семьи Пророка (мир ему и благословение Аллаха), пророчество и правление (халифат). Не знаю, право, как глупцам из числа жителей Куфы удалось завлечь тебя и подвигнуть на выступление…».
‘Али ибн Абу Талиб был человеком справедливым и беспристрастным. Даже к своим врагам он относился неизменно справедливо.
Когда ‘Али увидел тело убитого Тальхи, он подошёл к нему, стёр землю с его лица и сказал: «О Абу Мухаммад! Тяжко мне видеть тебя оставленным здесь, в долине, под звёздами небес… Аллаху жалуюсь я на печаль мою…».
А Тальха ибн Мусарриф передаёт: «‘Али подошёл к телу погибшего Тальхи, да будет доволен им Аллах, спешился, приподнял его тело, вытер землю с его лица и бороды, призывая на него милосердие Всевышнего, а потом сказал: «Ах, если бы я умер за двадцать лет до этого дня!».
‘Али также говорил: «Я надеюсь, что я, Тальха и аз-Зубайр из тех, о ком Всевышний Аллах сказал: “Мы исторгнем из их сердец злобу”».[4]
А когда ‘Али, да будет доволен им Аллах, спросили об участниках битвы при Нахраване: «Мушрики ли они?», он ответил: «Именно от ширка они и бежали». Тогда его спросили: «Они лицемеры?». Он ответил: «Поистине, лицемеры поминают Аллаха лишь изредка». Его спросили: «Кто же они тогда, о повелитель верующих?». ‘Али, да будет доволен им Аллах, ответил: «Наши братья, которые напали на нас, и мы сразились с ними из-за того, что они напали на нас».[5]
‘Али был мудрым человеком. Его речи не могли оставить слушателя равнодушным — столь красиво, эмоционально и проникновенно он говорил. Ибн Касир даже посвятил отдельную главу в «Аль-бидайа ва ан-нихайа» наставлениям, проповедям, судебным решениям и мудрым изречениям ‘Али ибн Абу Талиба (мир ему и благословение Аллаха).
‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, был поэтом. До нас дошли многие его стихи. Они проникнуты мудростью. Например, однажды он сказал:
Не бери в друзья невежду,
Для обоих бесполезна
Эта дружба, потому что
Друг такой толкает в бездну.
На него тебя равняют,
Если вместе вы идёте.
Вы похожи, и сердцами
Вы друг друга узнаёте…
‘Али, да будет доволен им Аллах, также говорил:
Быть скромным надлежит тому, кто смертен,
Из мира этого бери лишь пропитанье…
С утра до вечера в заботах, в суете —
Что с человеком? — нет конца его желаньям!
Творец Всевышний всё устроил мудро,
И наш удел к нам всё равно придёт…
О тот, кто скоро этот мир покинет
И в тишину забвения уйдёт!
Жёны ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах
1. Госпожа верующих женщин Фатыма, дочь Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Она родила ему аль-Хасана и аль-Хусейна. Говорят также, что у них был ещё сын Мухсин, умерший в младенчестве. Помимо сыновей Фатыма, да будет доволен ею Аллах, родила ему дочерей: Зейнаб-старшую и Умм Кульсум-старшую (именно она впоследствии стала женой ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах). ‘Али не брал других жён до самой смерти Фатымы, которая скончалась через шесть месяцев после кончины своего отца.
2. Умм аль-Банин бинт Хизам. Она родила ‘Али, да будет доволен им Аллах, аль-‘Аббаса, Джа‘фара, ‘Абдуллаха и ‘Усмана. Все они были убиты вместе со своим братом аль-Хусейном в Кербеле. Дети были только у аль-‘Аббаса.
3. Лейля бинт Мас‘уд ибн Халид ибн Малик из бану Тамим. Она родила ему ‘Убайдуллаха и Абу Бакра. Хишам ибн аль-Кальби сказал: «Они также были убиты в Кербеле».
4. Асма бинт ‘Умайс аль-Хасамийа. Она родила ему Йахйу и Мухаммада-младшего. Аль-Вакыди передаёт, что она родила ему Йахйу и ‘Ауна, а Мухаммада-младшего родила ему наложница.
5. Умм Хабиба бинт Зам‘а ибн Бахр ибн аль-‘Абд ибн ‘Алькама. Она была наложницей. Халид взял её в плен вместе с другими людьми из бану Таглиб во время нападения на ‘Айн ат-тамр. Она родила ему ‘Умара, который прожил восемьдесят пять лет, и Рукаййу.
6. Умм Са‘ид бинт ‘Урва ибн Мас‘уд ибн Мугис ибн Малик ас-Сакафи. Она родила ему Умм аль-Хасан и Рамлю-старшую.
7. Дочь Имри аль-Кайса ибн ‘Адий ибн Ауса аль-Кальби. Она родила ‘Али, да будет доволен им Аллах, дочь, которая, будучи ребёнком, ходила вместе с ‘Али в мечеть и, когда её спрашивали: «Кто твои родственники по матери?», — она отвечала: «Гав-гав!», имея в виду бану Кальб. Ибн Са‘ад, «ат-Табакат аль-кубра» т. 3, с. 20.
8. Умама бинт Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби‘ ибн ‘Абд Шамс ибн ‘Абд Манаф ибн Кусайй. Её матерью была Зейнаб, дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Это та самая девочка, которую Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) брал на руки, когда совершал молитву. Она родила ему Мухаммада-среднего.
9. Хауля бинт Джа‘фар ибн Кайс аль-Ханафийа из бану Ханифа. Она попала в плен к Халиду вместе со своими соплеменниками в эпоху Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, когда началось массовое вероотступничество, и досталась ‘Али ибн Абу Талибу, да будет доволен им Аллах. Она родила ему Мухаммада-старшего, прозванного Ибн аль-Ханафийа. Некоторые шииты приписывают ему непогрешимость, однако, как сказал Ибн Касир, нам известно, что ни он, ни его отец не были непогрешимыми, – они не лучше трех праведных халифов, которые также не были безгрешными.
Известно также, что у ‘Али были и другие дети от наложниц. На момент его смерти у него было четыре жены и девятнадцать наложниц. У него были дети, имена которых известны при том, что мы не знаем имён их матерей. Это Умм Хани, Маймуна, Зейнаб-младшая, Рамля-старшая, Умм Кульсум-младшая, Фатыма, Умама, Хадиджа, Умм аль-Кирам, Умм Джа‘фар, Умм Саляма и Джумана.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прозвал ‘Али, да будет доволен им Аллах, Абу Турабом. Сахль ибн Са‘д (да будет доволен им Аллах) сказал: «В своё время наместником Медины был назначен человек из рода Марвана». Абу Он вызвал к себе Сахля ибн Са‘да и велел ему подвергнуть поношению ‘Али, но Са‘д отказался выполнить его приказ. Тот сказал: «Если ты отказываешься от этого, тогда скажи: “Да проклянёт Аллах Абу-т-Тураба!”». Сахль на это ответил: «Не было у ‘Али прозвища более любимого, чем “Абу-т-Тураб”, и он радовался, когда к нему так обращались». Тогда наместник попросил его: «Расскажи нам, почему его стали называть Абу Турабом». Сахль сказал: «Однажды, зайдя в дом Фатымы (да будет доволен ею Аллах), Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не нашёл там ‘Али, да будет доволен им Аллах, и спросил: “А где же сын твоего дяди?”. Фатыма ответила: “Мы повздорили, он рассердился на меня и ушёл, отказавшись спать у меня днём”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел одному человеку: “Посмотри, где он”. Через некоторое время тот вернулся и сказал: “О Посланник Аллаха, он спит в мечети”. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришёл туда и увидел, что накидка ‘Али упала с его бока, а сам он лежит, испачкавшись в пыли. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принялся стряхивать с него пыль, приговаривая: “Вставай, о Абу-т-Тураб, вставай, о Абу-т-Тураб[6]!”».
Этот хадис — ответ рафидитам, которые утверждают, что Всевышний Аллах разгневался на Абу Бакра, когда тот рассердил Фатыму. В качестве доказательства они приводят хадис: «Фатыма — часть меня, и кто прогневал её, тот прогневал меня» (Аль-Бухари).
Однако причиной того, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал это, стало следующее событие. Аль-Мисвар ибн Махрама передаёт, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, стоя на минбаре: “Бану Хишам ибн аль-Мугира попросили у меня разрешения выдать их дочь за ‘Али ибн Абу Талиба. Так вот, я им не разрешаю, и я ещё раз им не разрешаю, и я ещё раз им не разрешаю, если только ибн Абу Талиб не пожелает развестись с моей дочерью и жениться на их дочери. Поистине, дочь моя — часть меня, и мне причиняет беспокойство то же, что и ей, и меня обижает то, что обижает её”».
А в другой версии этого хадиса, которая также приводится в обоих «Сахихах», говорится, что ‘Али ибн Абу Талиб посватался к дочери Абу Джахля, уже будучи женатым на Фатыме. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поднялся на минбар и сказал: «Поистине, Фатыма — часть меня, и я боюсь, что это плохо отразится на её религии». После этого он упомянул о своём зяте из бану ‘Абд Шамс и похвалил его, сказав: «Говоря со мной, он был правдив, а обещая мне что-то, держал слово… Я не запрещаю дозволенное и не разрешаю запретное, однако, клянусь Аллахом, не могут быть вместе дочь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и дочь врага Аллаха!».
Таким образом, очевидно, что в данном случае имеется в виду ущемление права Фатымы и женитьба ‘Али на подобных женщинах при её жизни.
Как сказал Ибн Хаджар (да помилует его Аллах), дело было в том, что Фатыма потеряла сначала мать, а потом и сестёр, которые скончались одна за другой, и некому было её утешить и помочь ей в случае, если между нею и мужем возникнет ревность.
Что же касается хадиса: «Я — город знания, а Али — его врата», то это ложный, сочинённый хадис. Сообщение о том, что солнце было задержано на время ради ‘Али, также недостоверно. К таким же лжехадисам относятся и слова: «Смотреть на ‘Али — поклонение».
Также недостоверен хадис о том, что во время похода на Хайбар ‘Али вырвал ворота и сражался ими, а потом эти ворота не смогли поставить на место семьдесят человек.
К числу слабых и недостоверных также относится хадис о том, что однажды Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принесли приготовленную птицу, и он сказал: «О Аллах, приведи ко мне самое любимое из Твоих творений, чтобы разделить со мною трапезу».
Недостоверно и сообщение о том, что ‘Али отдал свой перстень в качестве милостыни во время совершения поясного поклона.
Рафидиты утверждают, что Всевышний Аллах воскресил Абу Талиба и тот принял ислам, после чего Он упокоил его!
Всё это – порицаемые излишества и преувеличения в отношении ‘Али, чего он сам никогда не одобрял.
У ‘Али было много достоинств, и до нас дошло достаточное количество достоверных хадисов, и нет никакой нужды придумывать что-то еще.
——————————————————————————–
[1] Сура 8 «аль-Анфаль» («Трофеи»), аят 30. [2] Этот хадис приводит Ибн Маджа. Аль-Албании в «Сахих Сунан ибн Маджа», т. 1, с. 57, хадис № (96), называет его достоверным. См. также «Силсилат аль-ахадис ас-сахиха», хадис № (797). [3] «Сахих аль-Бухари», хадис № (3671); «Сунан абу Дауд», (4629); ибн Абу Асим, «Китаб ас-Сунна», (1206). [4] Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф», т. 14, с. 251 и 263, предания № (38791) и (38817). «Мактабат ар-рошд», под редакцией Хамада аль-Джума‘, и Мухаммад аль-Лухайдана, Эр-Рияд, 3-ое издание, 2006. Через него передал имам Абу Бакр аль-Байхаки, «Сунан аль-Байхаки аль-Кубра», (16491), издательство, «Дар аль-Баз», в 10-и томах, под редакцией мухамад Абдуль-Кадир Ата, Мекка, 1994; аль-Аджурри, «Китаб аш-Шари‘а», с. 954, сообщение № (2026); Имам ахмад, «Фадаил ас-сахаба», (1265); ат-Табари, «Тафсир Джами‘ аль-Баян», т. 14, с. 36; аль-Хаким, «аль-Мустадрак», т. 3, с. 377. также имам аль-Лалакаий, «Шарх итикад Ахлю-с-Сунна валь-Джама‘», т. 8, с. 665, сообщение № (2706). [5] Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф», т. 14, с. 240 и 309, предания № (38759) и (38938); Через него передал имам Абу Бакр аль-Байхаки, «Сунан аль-Байхаки аль-Кубра», (16490). [6] Аль-Бухари, №№ 441, и 6280.И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(1397)