1. Главная
  2. Фикх
  3. Очищение
  4. Когда наличие омовения является желательным ?
Когда наличие омовения является желательным ?

Когда наличие омовения является желательным ?

1.27K
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Наличие омовения желательно в следующих случаях:

1. При поминании Всевышнего Аллаха (ذكرالله)

Передают со слов аль-Мухаджира ибн Къунфуза, да будет доволен им Аллах, что (однажды) он поприветствовал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда тот совершал омовение, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил на его приветствие, пока не завершил омовение, а затем сказал:«Я не ответил на твое приветствие лишь из-за того, что не люблю поминать Аллаха без очищения (омовения)».

Къатада сказал: «По этой причине, аль-Хасан не любил читать Коран или поминать Аллаха, Свят Он и Велик, пока не совершит омовение». Этот хадис передали Ахмад 4/345, Абу Дауд 17, ан-Насаи 1/37 и Ибн Маджах 350.[1]

Передают, что Абу Джухайм ибн Харис, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встретил у колодца Джамаль  одного человека. Он поприветствовал его, но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил ему, пока не подошел к стене и не вытер свое лицо и руки (совершая тайаммум). Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на его приветствие». Этот хадис передали Ахмад 4/169, аль-Бухари 337, Муслим 369, Абу Дауд 329 и ан-Насаи 194.

Этот поступок (пророка, да благословит его Аллах и приветствует) был из числа желательных, но не обязательных.

Поминать Аллаха/зикр/ разрешается тому, кто очистился, тому, кто в состоянии малого или большого осквернения, тому, кто стоит, сидит, идет, и т. д., без каких либо ограничений.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, да будет доволен ею Аллах, сказала:«Посланник Аллаха,  да благословит его Аллах и приветствует, поминал Аллаха в любое время». Этот хадис передали Муслим 373, Абу Дауд 18, ат-Тирмизи 3384, Ибн Маджах 302, Ахмад 6/70, 153 и 278. Аль-Бухари также  передал этот хадис, но без цепочки передатчиков.

Передают, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приходил из отхожего места, (после чего) читал нам Коран и ел с нами мясо. Ничто не удерживало его от чтения Корана кроме (состояния) большого осквернения /джанàба/». Этот хадис передали Абу Дауд 229, ат-Тирмизи 146, ан-Насаи 265-266, Ибн Маджах 594, а ат-Tирмизи и Ибн ас-Сакан подтвердили его достоверность.[2]

2. Перед сном

Передают со слов аль-Бары ибн ‘Азиба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда ты отправляешься спать, соверши (такое же) омовение (которое ты совершаешь) для молитвы, уложись на правый бок и затем скажи:О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело своё, и обратил к Тебе лицо своё и на Тебя положился по желанию своему и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал”. /конецформыначалоформ»»»»»   Аллахумма, асламту нафси илей-ка, ва ваджахту ваджхи илей-ка, ва фаввадту амри илей-ка, ва альджаъту захри илей-ка рагъбатан ва рахбатан илей-ка. Ля мальджаа ва ля манджа мин-кa илля илей-кa, Аллахумма аманту би-Китаби-кa аллeзи анзальта ва би-набиййи-кa аллeзи арсальта/.Если ты умрешь этой ночью, то умрешь в состоянии фитры и пусть это будет последнее, что ты произнесешь (в эту ночь)».

Аль-Бараъ, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я повторил эти слова пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и когда я дошел до места:«О Аллах, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего посланника …», он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет, … и Твоего пророка, которого Ты послал»». Этот хадис передали Ахмад 4/285, 290, 300, аль-Бухари 247 и 7488, Муслим 2710 и ат-Тирмизи 3394.

Тоже самое относится и к тому, кто находится в большом осквернении, поскольку, как пришло в хадисе от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды у пророка спросили):«O посланник Аллаха, можно ли кому-то из нас ложиться спать в состоянии большого осквернения /джунуб/?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, если совершит омовение». Этот хадис передали ат-Тирмизи 120, ан-Насаи 259, Ибн Хузайма 211.[3]

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел спать в состоянии большого осквернения, то он мыл свои половые органы  и совершал такое омовение, которое совершается для молитвы». Этот хадис передали Муслим 305, Абу Дауд 222, ан-Насаи 1/138 и Ибн Маджах 584.

3. Желательно совершить омовение тому, кто находится в состоянии большого осквернения

Если человек в состоянии большого осквернения  захочет есть, пить или повторить половой акт со своей женой, то ему желательно совершить омовение.

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будучи в состоянии осквернения хотел есть или спать, то он совершал омовение». Этот хадис передали Абу Дауд 222, ан-Насаи 1/138.[4]

‘Aммар ибн Йасир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил человеку в большом осквернении есть, пить или спать, если он при этом сначала совершит (такое-же) омовение (, которое совершается для молитвы). Этот хадис передали Aхмад, Абу Дауд 225 и ат-Тирмизи 613, который подтвердил его достоверность.[5]

Передают со слов Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас совершит половой акт со своей женой и захочет  повторить это, то пусть совершит (такое же) омовение (, которое совершается для молитвы)». Этот хадис передали Муслим 308, Абу Дауд 220, ат-Тирмизи 141, ан-Насаи 1/142, Ибн Маджах 587.

Также этот хадис передали Ибн Хузайма 221, Ибн Хиббан 1211 и аль-Хаким 542 с добавкой: «Поскольку это придаст ему сил для повторения (полового акта)».

4. Перед купанием

Желательно совершить омовение перед тем как искупаться независимо от того, является купание обязательным или желательным.

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала:«Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, купался после полового осквернения, то он начинал с мытья рук. Затем он наливал воду правой рукой на левую, затем обмывал свои половые органы, после чего совершал (такое же) омовение (, которое совершается) для молитвы». Этот хадис передали аль-Бухари 262 и 272, Муслим 316, Абу Дауд 242, ат-Тирмизи 104, ан-Насаи  1/205.

5. После приема пищи приготовленного на открытом огне

Пердают, что Ибрахим ибн ‘Абдуллах ибн Кариз рассказывал: «Однажды я проходил мимо Абу Хурайры, когда тот совершал омовение, и он сказал: “Знаешь ли ты от чего я совершаю омовение? От акыта[6] которого съел, поскольку я слышал, как  посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Совершайте омовение (после употребления) пищи, приготовленного (на открытом) огне”». Этот хадис передали Ахмад 2/265, 271, Муслим 352, Абу Дауд 194-195, ат-Тирмизи 79, ан-Насаи 1/105.

От ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, также передают, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершайте омовение (после употребления) пищи, которого касался огонь». Этот хадис передали Ахмад 6/89, Муслим 353, ан-Насаи 1/107 и Ибн Маджах 486.

Это веление указывает на желательность этого действия, как видно из следующего хадиса.

Передают, что ‘Амр ибн Умаййа ад-Дамари, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Я видел как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отрезал часть лопатки овцы и поел от него. И когда в это время прозвучал призыв на молитву, он отложил нож и не совершая омовения встал на молитву». Этот хадис передали аль-Бухари 208, Муслим 355.

Ан-Навави сказал: «Из этого следует, что мясо можно резать ножом».

6. Обновление омовения перед  каждой молитвой

Передают, что Бурайда, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение перед каждой молитвой. В день завоевания Мекки, он совершил омовение, протер по (кожаным) носкам и  совершил все молитвы с одним омовением. ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал ему: “O посланник Аллаха, ты сделал нечто, чего не делал (раньше)!” Он ответил: “Я сделал это намеренно, о ‘Умар”». Этот хадис передали Ахмад 5/358, Муслим 277, Абу Дауд 172, ат-Тирмизи 61, ан-Насаи 1/86 и Ибн Маджах 510.

Передают, что Ибн ‘Амр ибн ‘Амир аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение для каждой молитвы». Ибн ‘Амр спросил: «А как поступали вы?» Анас ответил: «Мы совершали молитвы с одним омовением, пока не нарушим его». Этот хадис передали Ахмад 3/132, аль-Бухари 214, Абу Дауд 172, ат-Тирмизи 60, ан-Насаи 1/84, Ибн Маджах 509, Ибн Хузайма 126.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы я не боялся обременить свою умму, то велел бы совершать омовение перед каждой молитвой и при каждом омовении использовать сивак (зубочистку)». Этот хадис передал Ахмад 2/258 с хорошей цепью рассказчиков.[7]

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:«Тот, кто совершит омовение, хотя и находится в состоянии омовения[8], то ему за это запишется десять добрых дел». Этот хадис передали Абу Дауд 62, ат-Тирмизи 59, Ибн Маджах 512.[9]

Полезные замечания, в которых нуждается совершивший омовение

1. Во время совершения омовения разрешается говорить в рамках дозволенного (на разрешенные темы), поскольку нет сообщения в сунне, которое запрещает это.

2. Чтение ду’а (во время совершения омовения) основано на недостоверном хадисе. Лучше будет, если мусульманин ограничится мольбами, которые упомянуты в Сунне.

3. Если человек, который совершает омовение, имеет сомнение относительно того, сколько раз он вымыл конкретную часть тела, то он должен положиться на то число, относительно которого он уверен, т. е на меньшее.

4. Наличие на части тела (которая омывается) преграды, наподобие парафина, масляной  краски, лака для ногтей, и.т.д – нарушает омовение. Окрашивание веществом  подобной хне является допустимым, так как это не затрагивает принципы омовения и не служит преградой между кожей и водой.

5. Люди с необычными обстоятельствами, как например, женщины с хроническим кровотечением, те, которые не могут управлять  мочеиспусканием, люди страдающие метеоризмом[10], и т.д, должны совершить одно омовение для каждой молитвы в том случае, если болезнь занимает весь промежуток определенной молитвы или если он не может контролировать омовение. Их молитвы считаются действительными, даже если их проблемы появляются  во время совершения молитвы.

6. Можно прибегать к помощи другого человека при совершении омовения.

7. Тому, кто совершил омовение, можно использовать полотенце, чтобы высушить тело или платок или что-либо наподобие этого как летом, так и зимой.


[1] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 13, «Сильсиля ас-Сахиха»  834, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 2472, «Мишкат аль-Масабих» 467.

[2] Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 39,  «аль-Ирваъ» 485, «Да’иф Сунан ат-Тирмизи» 22, «Да’иф Сунан Ибн Маджах» 129, «Да’иф Сунан ан-Насаи» 9, «Мишкат аль-Масабих» 460.

[3] В другой версии хадиса говорится: «Соверши омовение, омой свой член, а затем переходи ко сну». В другой версии сказано: «Да. Но пусть он совершит омовение, а затем переходит ко сну до тех пор, пока не искупается когда пожелает». В другой версии говорится: «Да. Но пусть совершит омовение, если пожелает». Этот хадис приводят Абу Дауд 221, ан-Насаи 1/39 и ат-Тирмизи в своих одноименных сборниках «ас-Сунан», а также Ибн ‘Асакир (13/223/2). Второй вариант хадиса принадлежит Абу Дауду. Цепочка его рассказчиков достоверная, как я пояснил в книге «Сахих Аби Дауд» (№ 217). Третий вариант принадлежит Муслиму, Абу Аване и аль-Байхакъи (1/210), а последний приводится у Ибн Хузеймы и Ибн Хиббана в их одноименных сочинениях «ас-Сахих», как об этом сообщается в «ат-Тальхис» (2/156). Последняя версия хадиса указывает на необязательность омовения в указанных обстоятельствах, и с таким выводом согласно большинство ученых. Следует принять во внимание то, что если омовение перед сном не является обязательным для человека, находящегося в состоянии полового осквернения, то оно, тем более, не обязательно для того, кто не пребывает в подобном состоянии! См. «ЭТИКЕТ БРАКОСОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНО ПРЕЧИСТОЙ СУННЕ».

[4] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 208.

[5] Абу Дауд сказал: «Среди передатчиков этого хадиса, между Йахъя ибн Я‘мар и ‘Аммаром ибн Йасир есть один человек. А ‘Али ибн Абу Талиб, Ибн ‘Умар и ‘Абдуллах ибн ‘Амр сказали, что когда тот, кто в состоянии большого осквернения/джунуб/ хочет поесть, то ему следует совершить (малое) омовение /вудуъ/». Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да‘иф Сунан Абу Дауд» 37, «Да‘иф Сунан ат-Тирмизи» 91.

[6] Аќыт – сыр из свернувшегося молока. Прим. пер.

[7] Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 5318.

[8] То есть обновит его. Прим. пер.

[9] Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 12,  «Да’иф аль- Джами’ ас-Сагъир» 5536, «Да’иф Сунан ат-Тирмизи» 11, «Да’иф Сунан Ибн Маджах» 114, «Мишкат аль-Масабих» 293.

[10] Метеоризм – скопление газов в пищеварительном тракте с вздутием живота, отрыжкой, схваткообразными болями. Прим. пер.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(1272)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close