1. Главная
  2. Статьи
  3. Вероубеждение
  4. Разное
  5. Вероубеждение четырех имамов: Имам аш-Шафи
Вероубеждение четырех имамов: Имам аш-Шафи

Вероубеждение четырех имамов: Имам аш-Шафи

2.14K
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Вероубеждение имама аш-Шафии

I. Высказывания имама аш-Шафии о единобожии

  1. Аль-Байхаки передал, что ар-Раби’ бин Сулейман говорил: «Аш-Шафии сказал: «Тот, кто поклялся Аллахом или одним из Его Имён, а затем нарушил свою клятву, должен принести искупление[1]. Тот же, кто поклялся не Аллахом, например, сказав: «Клянусь Каабой!» или «Клянусь отцом!» и т.д., а затем нарушил свою клятву, не должен приносить искупление. К этому относится и такое высказывание, как: «Клянусь своей жизнью!» и т.п., которое не требует искупления. Клятва не Аллахом относится к порицаемому, к тому, что запретил посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказав: Поистине, Великий и Всемогущий Аллах запретил вам клясться своими отцами. Если же кто-либо приносит клятву, то пусть клянётся Аллахом, или молчит[2]»[3].

Имам аш-Шафии объяснил это тем, что Имена Аллаха не являются сотворёнными. Поэтому тот, кто поклялся именем Аллаха и нарушил свою клятву, должен принести искупление»[4].

  1. Ибн аль-Каййим в своей книге «Иджтима аль-Джуйуш аль-Исламиййа» привел следующие слова имама аш-Шафии: «Высказывание о Сунне, которого придерживаюсь я, а также придерживались наши соратники из числа знатоков хадисов, которых я видел, и у которых я обучался, например, Суфьян, Малик и другие, состоит в утверждении свидетельства, что нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха; что Всевышний Аллах находится на Своем Троне на небе, приближаясь к Своим творениям так, как пожелает; и что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо так, как пожелает»[5].
  1. Аз-Захаби привел следующие слова аль-Музани: «Я говорил: “Если кто-то и сможет успокоить мой разум и избавить меня от тревожащих мыслей, относящихся к одному из вопросов единобожия, то это аш-Шафии”. Я отправился к нему и повстречал его в одной из мечетей Египта. Усаживаясь перед ним, я сказал: «Мой разум беспокоит один вопрос, связанный с единобожием, и я не знаю никого, кто был бы столь же сведущим, как ты. Так что же ты можешь сказать относительно этого вопроса?» Аш-Шафии разгневался, а затем спросил: «Знаешь ли ты, где находишься?» «Да», – ответил я. Он сказал: «Ты в том месте, где Аллах потопил Фараона. Дошел ли до тебя какой-нибудь хадис, что пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, велел задавать такие вопросы?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «А говорили ли об этом сподвижники?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Известно ли нам, сколько звёзд на небе?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «А знаешь ли ты, к какому роду относится хотя бы одна из планет, когда у неё восход и закат, из чего она сотворена?» Я снова ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Если тебе неведомо сотворённое, которое ты видишь воочию, то как же ты можешь говорить о знании их Творца?!» Затем он задал мне вопрос о малом омовении. Отвечая на него, я допустил ошибку, и он изложил мне этот вопрос с четырех сторон, однако я ничего не понял. Тогда он сказал мне: «То, в чем ты нуждаешься пять раз в день, ты оставляешь, но зато обременяешь себя тем знанием, которое относится к Творцу! Когда этот вопрос будет беспокоить твой разум, то обратись к следующим словам Всевышнего Аллаха: «Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного. Поистине, в сотворении небес и земли…»[6]. Узнавай (о величии) Творца посредством того, что Он сотворил, и не обременяй себя тем, что не способен постичь твой разум!»[7].  
  1. Ибн Абд аль-Барр передал, что Йунус бин Абд аль-А’ля[8] говорил: «Я слышал, как аш-Шафии сказал: “Если ты услышишь, что кто-то говорит: “Название не указывает на то, что оно обозначает” или “Предмет не является предметом”, то засвидетельствуй, что такой человек впал в безбожие”»[9].
  1. Имам аш-Шафии в своей книге «ар-Рисаля» пишет: «Хвала Аллаху…, Который является таким, каким Он описал Себя Сам, и превыше Он того, чем описывают Его творения»[10].
  1. Аз-Захаби привел в своей книге «Сийар А’лям ан-Нубала» следующие слова имама аш-Шафии: «Мы утверждаем эти качества (Аллаха), которые дошли до нас из Корана и Сунны, и отвергаем уподобление Аллаха точно так же, как Он отверг это Сам, сказав: “Нет никого подобного Ему”[11]» [12]. 
  1. Ибн Абд аль-Барр передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Я слышал, как аш-Шафии говорил следующее о высказывании Великого и Всемогущего Аллаха: «В тот День они будут отделены от своего Господа завесой»[13]: “Из этого (аята) мы узнаём, что есть такие люди, которые не будут отделены завесой и смогут без труда смотреть на Него”»[14].
  1. Аль-Лалакаи передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Я находился у Мухаммада бин Идриса аш-Шафии, когда к нему пришло письмо из Верхнего Египта, в котором было написано: «Что ты скажешь о следующих словах Всевышнего: “В тот День они будут отделены от своего Господа завесой”[15]?» Аш-Шафии ответил: “Те, кого отделят завесой, будут находиться под гневом Аллаха. Это свидетельствует о том, что Его будут видеть те, кем Он будет доволен”. Ар-Раби’ спросил: “О, Абу Абдуллах! Ты этого придерживаешься?” Он ответил: “Да, и посредством этого я поклоняюсь Аллаху”»[16].
  1. Ибн Абд аль-Барр передал, что аль-Джаруди[17] сказал: «Когда в присутствии аш-Шафии упомянули об Ибрахиме бин Исмаиле бин Алихе[18], он сказал: «Я противоречу ему во всем. Произнося слова: «Нет никого достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха» (Ля иляха илля-Ллах), – я не говорю то, что говорит он. Я говорю: “Нет никого достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, Который напрямую разговаривал с Мусой, мир ему, из-за завесы”. А он говорит: “Нет никого достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, сотворившего Речь, которую Муса услышал из-за завесы”»[19].
  1. Аль-Лалакаи передал от ар-Раби’ бин Сулеймана, что аш-Шафии сказал: «Тот, кто говорит, что Коран сотворен, является неверующим»[20].
  1. Аль-Байхаки передал, что Абу Мухаммад аз-Зубайри сказал: «Один мужчина обратился к аш-Шафии, сказав: «Поведай мне о Коране! Является ли он творящим?» Аш-Шафии ответил: «Боже мой, нет!». «Является ли он сотворённым?» Аш-Шафии ответил: «Боже мой, нет!» Этот человек снова спросил: «Значит, он несотворен?» Аш-Шафии ответил: «Боже мой, да!» Мужчина спросил: «А какие доказательства, что он несотворен?» Тогда аш-Шафии поднял голову и спросил: «Ты признаёшь, что Коран является Словом Аллаха?» Тот ответил: «Да». Аш-Шафии сказал: «А это уже было сказано до тебя. Всевышний Аллах сказал: “Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха”[21]. “А с Мусой Аллах разговаривал напрямую”[22]. Далее аш-Шафии спросил у него: «Ты признаешь, что Аллах всегда существовал, обладая даром речи? Или же ты считаешь, что Аллах всегда существовал, не обладая даром речи?» Человек ответил: «Нет, Аллах всегда существовал, обладая даром речи». Услышав это, аш-Шафии улыбнулся и сказал: «О, жители Куфы! Поистине, вы приходите ко мне, говоря об опасных и серьезных вещах. Если вы признаете, что Аллах существовал извечно также как и Его Речь, то откуда вы взяли следующие слова: “Поистине, Речь – это Аллах, либо все, кроме Аллаха, либо не Аллах, либо без Аллаха”?! Тогда мужчина умолк  и вышел»[23].
  1. В книге (джуз’[24]) «аль-Итикад», авторство которой относят к аш-Шафии, Абу Талиб аль-‘Ашари[25] передал: «Когда его (т.е. аш-Шафии – прим. переводчика) спросили о качествах Великого и Всемогущего Аллаха, а также о том, во что из этого следует верить, он ответил: «Благословенный и Всевышний Аллах обладает именами и качествами, которые содержатся в Его Писании, и о которых пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сообщил своей общине. И этому не может противоречить никто из творений Великого и Всемогущего Аллаха, до которого дошел довод из Корана, а также достоверное высказывание пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Если же кто-то будет противоречить этому после того, как ему будет приведен довод (из Корана или достоверной Сунны), то он станет неверующим во Всемогущего и Великого Аллаха. Однако до того времени, пока человеку не будет приведен соответствующий довод в виде шариатского сообщения (хабар), он имеет оправдание из-за своего невежества, поскольку знание (‘ильм) об этом не постигается ни разумом (‘акль), ни познанием (дирайа), ни мышлением (фикр), ни чем-то подобным. Великий и Всемогущий Аллах сообщил, что Он – Всеслышащий; что у Него есть две Руки, ибо Он сказал: Однако Его обе Руки простерты[26]; что у Него есть правая Рука, ибо Он сказал:“…а небеса будут свернуты Его правой Рукой[27]; что у Него есть Лик, ибо Он сказал: Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика[28] и “Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием[29]; что у Него есть стопа (кадам), ибо пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: “…пока Господь величия и славы не наступит на него Своей стопой[30], т.е. на Ад; что тот, кто будет убит на пути Аллаха, встретит Великого и Всемогущего Аллаха улыбающимся[31]; что Господь нисходит каждую ночь на ближнее небо[32]; что Аллах не является одноглазым (а’уар), ибо пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, упоминая о Даджжале (Антихристе), сказал: “Поистине, он – одноглазый, а ваш Господь таковым не является[33]; что верующие воочию увидят своего Великого и Всемогущего Господа в День Воскресения подобно тому, как они видят луну в ночь полнолуния[34]; что у Него есть пальцы, ибо пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: “Нет такого сердца, которое не находилось бы между двумя из Пальцев Милостивого, Велик Он и Могуч”[35].

      Поистине, истинная сущность того, чем описал Себя Великий и Всемогущий Аллах, а также описал Его посланник, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, не постигается ни умом, ни познанием. Никто не становится неверующим из-за своего невежества об этом до тех пор, пока до него не дойдет шариатское сообщение (хабар). Если же переданное об этом является шариатским сообщением, то оно в понимании (фахм) занимает положение услышанного напрямую. Услышивший шариатское сообщение обязан подчиниться ему в действительности и засвидетельствовать его, как будто он воочию увидел и непосредственно услышал это от посланника Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха. Мы утверждаем эти качества Аллаха и отвергаем их уподобление, как отверг это от Себя Сам Всевышний, сказав: “Нет никого подобного Ему”[36]»[37]. Конец книги «аль-Итикад».

II. Высказывания имама аш-Шафии о предопределении

  1. Аль-Байхаки передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Когда аш-Шафии спросили о предопределении, он ответил:

Свершилось то, что Ты пожелал, хотя я того не желал,

И не свершилось то, что Ты не желал, хотя я того и желал.

Ты создал рабов, зная о них,

И молодых, и пожилых.

Одного Ты милостью осенил, другого поддержки лишил;

Одному Ты помог, другого оставил.

Одни из них – несчастны, другие – счастливы,

Одни из них – безобразны, другие – красивы»[38].

  1. В «Манакиб аш-Шафии» аль-Байхаки привел следующие слова аш-Шафии: «Поистине, желание (маши’а) рабов зависит от Всевышнего Аллаха, и они не пожелают, если не пожелает Аллах, Господь миров. Поистине, люди не создали свои действия, ибо действия являются одним из творений Всевышнего Аллаха, которыми Он наделил рабов. Поистине, предопределение, как хорошее, так и нехорошее, исходит от Великого и Всемогущего Аллаха. Воистину, мучения в могиле (азаб аль-кабр) – истина, вопросы (муса’аля), задаваемые человеку в могиле, – истина, воскресение из могил (ба’с) – истина, расчёт (хисаб) – истина, Рай и Ад – истина, равно как и все иное, что пришло из Сунны (– истина )»[39].
  1. Аль-Лалакаи передал от аль-Музани, что аш-Шафии сказал: «Знаешь ли ты, кто такой кадарит? Это тот, кто говорит, что Аллах не создал деяние, пока оно не свершится[40]»[41].
  1. Аль-Байхаки привел следующие слова аш-Шафии: «К кадаритам, о которых посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал, что “они – огнепоклонники (маджус) этой общины[42], относятся те, кто говорит, что Аллах не знает о грехах, пока они не произойдут»[43].
  1. Аль-Байхаки передал от ар-Раби’ бин Сулеймана, что «имам аш-Шафии считал нежелательным совершение намаза за (имамом, который является) кадаритом»[44].

III. Высказывания имама аш-Шафии о вере

  1. Ибн Абд аль-Барр передал, что ар-Раби’ сказал: «Я слышал, как аш-Шафии говорил: “Вера – это слово (кауль), действие (‘амаль) и убеждение сердцем (и’тикад би-ль-кальб). Разве ты не слышал слов Великого и Всемогущего Аллаха: “Аллах никогда не даст пропасть вашей вере”[45], – т.е. вашим намазам, которые совершались в сторону Иерусалима? Таким образом, Он назвал намаз верой (иман). Намаз же – это слово, действие и убеждение (‘акд)”»[46].
  1. Аль-Байхаки передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Я слышал, как аш-Шафии говорил: “«Вера – это слово и действие. Она увеличивается и уменьшается”»[47].
  1. Аль-Байхаки передал, что Абу Мухаммад аз-Зубайри сказал: «Один человек спросил у имама аш-Шафии: «Какое из дел является наилучшим пред Аллахом?» Аш-Шафии ответил: «То дело, без которого Он ничего не принимает». Мужчина спросил: «А что это (за дело)?» Аш-Шафии ответил: «Вера в Аллаха, помимо Которого нет никого, достойного поклонения. Это дело находится на высочайшей степени из всех деяний, занимает среди них самое почетное место и является из всех них величайшим преуспеянием». (Далее) этот человек спросил: «А не расскажешь ли ты мне о вере? Она состоит из слова и действия или же только из слова, без действия?» Аш-Шафии ответил: «Вера – это действие, совершаемое ради Аллаха. Слово же является частью этого действия». Человек сказал: «Разъясни мне это более подробно, чтобы я понял!» Аш-Шафии сказал: «Поистине, вера имеет состояния (халят), степени (дараджат) и уровни (табакат). Среди них есть полная вера, которая достигла пределов совершенства, недостаточная вера, в которой присутствует явный изъян, и преобладающая вера, которая является таковой благодаря увеличению». Тогда мужчина спросил: «А разве вера, будучи неполной, увеличивается и уменьшается?» Аш-Шафии ответил: «Да». Тогда мужчина снова спросил: «А какое на это существует доказательство?» Аш-Шафии сказал: «Поистине, Великий Аллах упомянул об обязанности веры для всех частей человеческого тела, распределил ее среди них и разделил. И нет такого органа, на один из которых Всевышний Аллах возложил бы обязанность веры, а на другой нет:

Среди этих органов есть сердце, посредством которого человек разумеет, постигает и понимает. Оно является правителем (амир) тела, которому не возражают (другие) органы, действуя лишь согласно его суждению и приказу.

Среди этих органов также есть глаза, посредством которых человек видит, уши, посредством которых человек слышит, руки, посредством которых человек держит, ноги, посредством которых человек ходит, половой орган, посредством которого человек удовлетворяет вожделение, язык, посредством которого человек говорит, и голова, на которой находится его лицо.

То, что Он вменил в обязанность сердцу, не является тем же самым, чем Он обязал язык; то, что Он вменил в обязанность ушам, не является тем же самым, чем Он обязал глаза; то, что Он вменил в обязанность рукам, не является тем же самым, чем Он обязал ноги; а то, что Он вменил в обязанность половому органу, не является тем же самым, чем Он обязал лицо.

Что касается обязанности, относящейся к вере (иман), которую Аллах возложил на сердце, то она состоит в словесном утверждении (икрар), знании (ма’рифа), убеждении (‘акд), довольстве (рида) и всецелом признании (таслим) того, что нет никого достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища и Который не взял Себе ни супруги, ни сына, и что Мухаммад, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, – Его раб и Его посланник. Также к этому относится утверждение того, что явилось от Аллаха, будь то пророк либо Писание. Это является той самой обязанностью, которую Аллах, да возвысится хвала Его, возложил на сердце. И именно в этом состоит его действие, «кроме тех, кто был к тому принужден, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, однако (гнев Аллаха падет на тех), кто сам раскрыл грудь для неверия»[48]. Он также сказал: «Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?»[49]. Кроме того, Он сказал: «… из числа тех, которые говорят своими устами: «Мы уверовали», – хотя их сердца не уверовали»[50]. Также Он сказал: «Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это»[51]. Такова относящаяся к вере обязанность, которую Аллах вменил сердцу, и именно в этом состоит его действие, являющееся вершиной веры.

Обязанность, которую Он возложил на язык, состоит в словесном произнесении (кауль) и выражении (та’бир) того, что исходит из убеждения и утверждения сердца. Аллах об этом сказал так: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха…»[52]. Кроме того, Он  сказал: «…и говорите людям наилучшее…»[53]. Такова обязанность словесного произнесения и исходящего от сердца выражения, которую Аллах вменил языку. Именно в этом состоит его действие и его обязанность, относящаяся к вере.

Обязанность, которую Аллах возложил на уши, состоит в том, чтобы ими воздерживались от слушания того, что не дозволил Аллах, и ими не внимали тому, что запретил Аллах. Аллах об этом сказал так: «Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им»[54]. Затем Он исключил из этого тот случай, когда это происходит по забывчивости, сказав: «Если же сатана заставить тебя забыть об этом», т.е. если ты сядешь вместе с ними, «то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь»[55]. Он также сказал:  «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это – те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом»[56]. Кроме того, Он сказал: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят»[57]. Также Он сказал: «А услышав праздные речи, они отворачиваются…»[58]. Помимо этого, Он сказал: «…а когда они проходят мимо праздного, то проходят с достоинством»[59]. Такова  обязанность, которую Аллах, да возвеличится поминание Его, вменил ушам, состоящая в воздержании от слушания того, что Он не дозволил. Именно в этом состоит их действие, относящееся к вере.

Обязанность, которую Он возложил на глаза, состоит в том, чтобы ими не взирали на то, что не дозволил Аллах, и их отворачивали от того, что Он запретил. Благословенный и Всевышний Аллах об этом сказал так: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они отворачивали свои взоры и оберегали свои половые органы»[60]. В этих двух аятах сказано о том, чтобы  один из них не смотрел на половой орган другого и при этом сам оберегал свой половой орган от чужих взоров. Везде, когда в Писании Аллаха говорится об оберегании половых органов, имеется в виду прелюбодеяние, за исключением данного аята. Этот же аят относится ко взгляду.

Такова  обязанность, которую Аллах вменил глазам, состоящая в том, чтобы отворачивать свой взор (от запретного). Именно в этом состоит их действие, относящееся к вере.

      Затем Он поведал о возложенной Им обязанности на сердце, слух и зрение в одном аяте. Пречистый и Всевышний Аллах об этом сказал так: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут о том спрошены»[61]. Обязанность, которая возложена на половой орган, заключающаяся в том, чтобы он не прикасался к тому, что запретил Аллах, подразумевается в следующем аяте:  «…и которые оберегают свои половые органы»[62]. Он также сказал: «Вы не пытались укрыться от свидетельств вашего слуха, ваших взоров и вашей кожи»[63]. Под кожей в данном аяте подразумеваются половой орган и бедра. Такова обязанность, которую Аллах вменил половым органам, состоящая в оберегании их от того, что им не дозволено. И именно в этом состоит их действие, относящееся к вере.

Обязанность, которую Он возложил на руки, состоит в том, чтобы ими не держали то, что запретил Всевышний Аллах, и чтобы ими совершали то, что приказал Аллах. К последнему относятся милостыня, поддержание родственных связей, джихад на пути Аллаха и очищение для намаза. Он об этом сказал так: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей…»[64]. Он также сказал «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя»[65]. Ведь удар, война, поддержание родственных связей и милостыня относятся к действиям рук.

Обязанность, которую Он возложил на ноги, состоит в том, чтобы ими не шли к тому, что запретил Аллах, да возвеличится поминание Его! Он об этом сказал так: «И не ходи по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой!»[66].

Обязанность, которую Он возложил на лицо, состоит в совершении земных поклонов Аллаху ночью и днем в предписанное для намазов время. Он об этом сказал так: «О те, которые уверовали! Совершайте поясные поклоны, совершайте земные поклоны, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, – быть может, вы преуспеете»[67]. Он также сказал: «Воистину, мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же с мольбами ни к кому наряду с Аллахом»[68]. Под словом «мечети»[69] в данном аяте подразумеваются места, на которые потомки Адама совершают земные поклоны во время своих намазов: лоб и т.д».

Далее (имам аш-Шафии) сказал: «Это то, что Аллах вменил в обязанность органам тела. В Своем Писании Он назвал очищение и намаз верой (иман). Это произошло тогда, когда Всевышний Аллах отвратил лицо Своего пророка, да пребудет над мир и благословение Аллаха, от совершения намаза в сторону Иерусалима, велев ему молиться в направлении Каабы. Мусульмане, молившиеся в сторону Иерусалима в течение шестнадцати месяцев, сказали: «О, посланник Аллаха! Что ты думаешь о тех намазах, которые мы совершали в сторону Иерусалима? Как обстоит дело с ними и с нами?» Тогда Всевышний Аллах ниспослал следующий аят: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах Сострадателен и Милосерден к людям»[70],  – назвав намаз верой. Поэтому тот, кто встретит Аллаха, оберегая свои намазы и оберегая свои органы, совершая каждым из этих органов то, что приказал Аллах и вменил ему в обязанность, встретит Аллаха со всей полнотой веры и окажется среди обитателей Рая. Тот же, кто сознательно оставит какую-либо из этих вещей, которую приказал Аллах, встретит Аллаха с неполноценной верой».

После этого мужчина сказал: «Теперь я понял, что значит недостаток и полнота (веры). А где сообщается об ее увеличении?» Аш-Шафии ответил: «Аллах, да возвеличится поминание Его, сказал: «Когда ниспосылается сура, то среди них (лицемеров) находится такой, который говорит: «Чья вера от этого увеличилась?» Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого увеличилась, и они радуются. А что касается тех, чьи сердца поражены недугом, то это добавляет сомнение к их сомнению, и они умрут неверующими»[71]. Он также сказал: «Это были юноши, которые уверовали в своего Господа, и Мы в них увеличили приверженность прямому пути»[72].

Далее имам аш-Шафии сказал: «Если бы эта вера представляла собой единое целое без уменьшения и увеличения, то ни один человек не превзошел бы другого, все люди были бы равны, а их превосходство друг перед другом стало бы недействительным. Однако из-за полноты имана верующие войдут в Рай, благодаря превосходству в имане одни верующие занимают более высокие степени пред Аллахом в Раю, чем другие, и из-за недостатков в имане совершающие упущения войдут в Ад.

Поистине, Великий и Всемогущий Аллах устроил состязание между Своими рабами, подобно тому, как организуется состязание между лошадьми в день скачек. После чего верующие  располагаются по степеням в зависимости от того, насколько один человек опередил другого. При чем каждого из них Он поместил на ту степень, на которую он опередил. При этом не нарушаются ничьи права. Тот, кого опередили, не ставится перед тем, кто опередил, а тот, кого превзошли, не ставится перед тем, кто превзошел. Поэтому первые (поколения) этой уммы превосходят последние. И если бы тот, кто опередил в вере, не превосходил того, кто с ней замедлил, то последние (поколения) этой уммы догнали бы первые (поколения)»[73].

IV. Высказывания имама аш-Шафии о сподвижниках

  1. Аль-Байхаки привел следующие слова имама аш-Шафии: «Благословенный и Всевышний Аллах восхвалил сподвижников посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, в Коране, Торе (Таурат) и Евангелии (Инджиль). Также о том, что они опередили в своем превосходстве всех остальных людей, кто появится после них, поведал посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха. Аллах оказал им милость и осчастливил их, даровав им возможность достичь высочайшего положения правдивейших, мучеников и праведников. Они передали нам Сунну посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, и были свидетелями того, как ему ниспослалось Откровение. Они получали знания того, что желал посланник Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, как об общем, так и о частном, как намеренно, так и по наставлению. Они узнали из его Сунны то, в чем мы сведущи, и то, в чем мы несведущи. Они превзошли нас знаниями (‘ильм), усердием (иджтихад), набожностью (вара), умом (‘акль) и способностью постигать знания. Их мнения для нас ближе и дороже нашего собственного мнения, а Аллаху об этом ведомо лучше»[74].
  1. Аль-Байхаки передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Я слышал, как аш-Шафии, упоминая о превосходстве (сподвижников), говорил: “(Сперва) Абу Бакр, (затем) Умар, (затем) Усман, а (затем) Али”»[75].
  1. Аль-Байхаки передал, что Мухаммад бин Абдуллах бин Абд аль-Хаким[76] сказал: «Я слышал, как аш-Шафии говорил: “Самыми лучшими людьми после посланника Аллаха, да пребудет над мир и благословение Аллаха, являются Абу Бакр, затем Умар, затем Усман, а затем Али, да будет доволен ими Аллах”»[77].
  1. Аль-Харави передал, что Йусуф бин Йахья аль-Бувейти сказал: «Я спросил у аш-Шафии: “Можно ли мне совершать намаз за (имамом, который является) рафидитом?” Он ответил: “Не совершай намаз ни за рафидитом, ни за кадаритом, ни за мурджиитом”. Я сказал ему: “Опиши их нам” Он ответил: “Тот, кто говорит: «Иман – это лишь словесное признание», – является мурджиитом. Тот, кто говорит: «Абу Бакр и Умар – не имамы», – является рафидитом. А тот, кто поставил волю в зависимость от себя, является кадаритом”»[78].

V. Запрет имама аш-Шафии заниматься каламом и предаваться спорам о религии

  1. Аль-Харави передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Я слышал, как аш-Шафии говорил: “Если человек включил в свое завещание научные книги, среди которых есть книги по каламу, то они не входят в завещание, поскольку калам не является наукой”»[79].
  1. Аль-Харави передал, что аль-Хасан аз-За’фарани сказал: «Я слышал, как аш-Шафии говорил: “Я ни с кем не вел споры о каламе, за исключением одного раза, и то я прошу за это прощение у Аллаха”»[80].
  1. Аль-Харави передал, что ар-Раби’ бин Сулейман сказал: «Аш-Шафии сказал: “Если бы я захотел составить большую книгу о каждой вещи, противоречащей (Шариату), то сделал бы это. Однако относительно калама я бы ничего не написал, ибо я не хочу, чтобы меня вообще что-либо связывало с ним ”»[81].
  1. Ибн Батта передал, что Абу Саур сказал: «Аш-Шафии мне сказал: “Я не видел ни одного человека, который, приобретя что-либо из калама, преуспел бы ”»[82].
  1. Аль-Харави передал, что Йунус аль-Мисри сказал: «Аш-Шафии сказал: «Если бы Аллах испытал человека тем, что Он запретил, кроме многобожия (ширк), то это было бы лучше (для него), чем если бы Аллах испытал его каламом»[83].

 Таковы высказывания имама аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах, по вопросам, относящимся к основам религии, а также его отношение к каламу.

[1]  Прим. переводчика: об искуплении клятвы (каффара аль-йамин) см. суру «Трапеза» аят 89.

[2]  «ас-Сахих» аль-Бухари («Китаб аль-Иман ва ан-Нузур», 11/530); «ас-Сахих» Муслим («Китаб аль-Иман», 3/1266);

[3] «Манакиб аш-Шафии», 1/405.

[4]  Об этом передали Ибн Аби Хатим в «Адаб аш-Шафии» (стр.193), Абу Нуайм в «аль-Хилья» (9/112, 113), аль-Байхаки в «ас-Сунан аль-Кубра» (10/28) и в  «аль-Асма ва ас-Сыфат» (стр.255-256). Кроме того, об этом упомянул аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (1/188). См. также «аль-Улувв» (стр.121) аз-Захаби.

[5]  «Иджтима аль-Джуйуш аль-Исламиййа» (стр. 165) и «Исбат Сыфат аль-Улувв» (стр.124). См. также «Маджму аль-Фатава» (4/181-183) и «аль-Улувв» (стр.120) аз-Захаби.

[6]  сура “Корова”, аяты 163-164.

[7]  «Сийар А’лям ан-Нубала», 10/31.

[8] Йунус бин Абд аль-А’ля бин Майсира ас-Садафи ас-Самари. Ибн Хаджар о нем сказал: «Надежный рассказчик. Входит в малый десятый разряд передатчиков. Скончался в 264 году хиджры». («Такриб ат-Тахзиб», 2/385). См. также его биографию в «Шазарат аз-Захаб» (2/149) и в «Табакат аш-Шафииййа» (стр. 28) Ибн Хидаятуллаха.

[9]  «аль-Интика», стр. 79; «Маджму аль-Фатава» (6/187).

[10]  «ар-Рисаля», стр.7, 8.

[11]  сура “Совет”, аят 11

[12]  «Сийар А’лям ан-Нубала», 20/341.

[13]  сура “Обвешивающие”, аят 15.

[14]  «аль-Интика», стр. 79.

[15]  сура “Обвешивающие”, аят 15.

[16]  «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (2/506).

[17]  Возможно, что здесь имеется в виду Муса бин Аби аль-Джаруд. Ан-Навави о нем сказал: «Один из последователей аш-Шафии, который у него обучался и передавал от него предания». А Ибн Хибатуллах охарактеризовал его так: «Он выносил фетвы в Мекке согласно праву шафиитского мазхаба. Дата его смерти неизвестна». («Тахзиб аль-Асма ва аль-Люгат» (2/120) и «Табакат аш-Шафииййа» (стр. 29) Ибн Хидаятуллаха).

[18] Ибрахим бин Исмаил бин Алих. Аз-Захаби о нем сказал: «Пропащий джахмит. Вел споры и говорил, что  Коран сотворен. Скончался в 218 году хиджры». («Мизан аль-Итидаль», 1/20). См. также его биографию в  «Лисан аль-Мизан» (1/34, 35).

[19]  «аль-Интика», стр. 79. Аль-хафиз (Ибн Хаджар) упомянул это предание в «аль-Лисан» (1/35) из «Манакиб аш-Шафии» аль-Байхаки.

[20]  «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (1/252).

[21]  сура “Покаяние”, аят 6.

[22]  сура “Женщины”, аят 164.

[23]  «Манакиб аш-Шафии», 1/407- 408.

[24] Прим. переводчика: джуз’ – небольшая по объему книга, в которой собраны хадисы, передававшиеся одним из передатчиков, или же такая книга, в которой собраны хадисы по одной теме, являющейся предметом углубленного изучения.

[25] Мухаммад бин Али аль-‘Ашари – правдивый и известный шейх. Лишь он передал эту книгу аш-Шафии, дополнив и рассказав ее в целости, о чем сказал аз-Захаби в «аль-Мизан» (3/656). При этом многие предшественники опирались на то, что установлено в этом вероубеждении. Например, Муаффик бин Кудама в книге «Сыфат аль-Улувв» (стр. 124), Ибн Аби Йала в «ат-Табакат» (1/283), Ибн аль-Каййим в «Иджтима аль-Джуйуш аль-Исламиййа» (стр. 165) и сам аз-Захаби в «Сийар А’лям ан-Нубала» (10/79). Кроме того, это послание, текст которого я процитирую, было прочитано имаму и знатоку хадисов Ибн Насру ад-Димашки, и оно полностью приведено в «ат-Табакат» Ибн Аби Йала.

[26]  сура “Трапеза”, аят 64.

[27]  сура “Толпы”, аят 67.

[28]  сура “Рассказ”, аят 88.

[29]  сура “Милосерднй”, аят 27.

[30]  Прим. переводчика: Анас бин Малик передал, что пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «He перестанут бросать (людей) в Ад, который будет говорить: “Нет ли добавки?”, – до тех пор, пока Господь величия и славы не наступит на него Своей стопой, и тогда одна его часть войдёт в другую, и он скажет: “Довольно, довольно!”».

Прим. автора: данный хадис приводится в «ас-Сахих» аль-Бухари в разделе «Книга толкования Корана», в главе «И он будет говорить: “Нет ли добавки?”» (4848) и в «ас-Сахих» Муслима в разделе «Книга о Рае. Описание его блаженства и обитателей», в главе «В Ад войдут высокомерные, а в Рай войдут слабые» (2848). Оба имама привели этот хадис через путь передачи Катады от Анаса бин Малика.

[31] Прим. переводчика: Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Аллах улыбнется двоим, один из которых убьет другого (, после чего) оба они войдут в Рай. Этот (т.е. мусульманин) станет сражаться на пути Аллаха и будет убит, а потом Аллах простит (его) убийцу (т.е. этот человек примет Ислам), и он погибнет в сражении за веру».

Прим. автора: данный хадис приводится в «ас-Сахих» аль-Бухари в разделе «Книга джихада», в главе «(О том случае, когда) неверующий убивает мусульманина, а потом сам принимает ислам и начинает совершать благие дела, после чего убивают и его» (2826) и в «ас-Сахих» Муслима в разделе «Книга джихада», в главе «О двух людях, один из которых убивает другого, (после чего) оба они войдут в Рай» (1890). Оба имама привели этот хадис через путь передачи аль-А’раджа от Абу Хурайры.

[32] Прим. переводчика: Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Наш  Благословенный и Всевышний Господь нисходит к ближнему небу каждую ночь, когда остаётся от неё последняя треть». Этот хадис привели аль-Бухари и Муслим.

[33]Прим. автора: данный хадис приводится в «ас-Сахих» аль-Бухари в разделе «Книга испытаний», в главе «Упоминание о Даджжале» (7131) и в «ас-Сахих» Муслима в разделе «Книга испытаний и признаков наступления Судного Часа», в главе «Упоминание о Даджжале и его описание» (2933). Оба имама привели этот хадис через путь передачи Катады от Анаса бин Малика.

[34]Прим. переводчика: Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что «при жизни пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха,  люди спросили: «О, посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в День воскресения?» (В ответ им) пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «Да. Разве помешает вам (что-нибудь) увидеть в полдень солнце, свет которого не закрывают тучи?» Они сказали: «Нет». Он спросил: «А разве помешает вам (что-нибудь увидеть) полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Они сказали: «Нет». (Тогда пророк) сказал: «И в День Воскресения ничто не помешает вам увидеть Всемогущего и Великого Аллаха, как ничто не помешает вам увидеть (солнце или луну)!» («ас-Сахих» аль-Бухари, 4581).

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал: «Люди спросили: «О, посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в День Воскресения?» (В ответ) он сказал: «Разве сомневаетесь вы (, что сможете увидеть) полную луну в такую ночь, когда она не будет скрыта облаками?» Они сказали: «Нет, о, посланник Аллаха». Он сказал: «А разве сомневаетесь вы (, что сможете увидеть) солнце, которое не скрыто тучами?» Они сказали: «Нет». (Тогда) он сказал: «Поистине, так же увидите вы и Его!» («ас-Сахих» аль-Бухари, 806).

[35] Хадис в сходной формулировке приводится в «аль-Муснаде» (4/182) имама Ахмада, в предисловии к «ас-Сунан» Ибн Маджи  (глава «Что не признают джахмиты», 1/ 72, № 199), в «аль-Мустадраке» (1/525) аль-Хакима, в «аш-Шариа» (стр.317) аль-Аджури и в книге «Опровержение джахмитов» (стр. 87) Ибн Мандаха. Все они привели данный хадис от ан-Навваса бин Сам’ана. Аль-Хаким об этом хадисе сказал: «Достоверный, удовлетворяет условиям (имама) Муслима, который (в своем сборнике) его не привел». Аз-Захаби в своем труде  «ат-Талхис» согласился с данной оценкой аль-Хакима. Ибн Мандах сказал: «Хадис ан-Навваса бин Сам’ана является надежным (сабит). Его передали известные имамы, ни одного из которых невозможно в чем-либо упрекнуть».

Прим. переводчика: имам Муслим привел на эту тему другой хадис, переданный Абдуллахом бин Амром бин аль-Асом, да будет доволен ими обоими Аллах, который слышал, как посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха,  сказал: «Воистину, все сердца потомков Адама находятся между двумя из Пальцев Милостивого словно единое сердце, и Он направляет их, куда пожелает». Затем посланник Аллаха, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сказал: «О, Аллах, Направляющий сердца! Направь наши сердца к покорности Тебе!» (Аллахумма, мусаррифа-ль-кулюб! Сарриф кулюбана ‘аля та‘атика!). Этот хадис имам Муслим привел в своем сборнике «ас-Сахих» в «Книге Предопределения» в главе «Аллах направляет сердца, куда пожелает» (№ 2654).

[36]  сура “Совет”, аят 11.

[37]  Прим. автора: я процитировал это вероубеждение по фотокопии, которая была сделана с оригинала данной рукописи, хранящейся в Библиотеке Лейденского Университета (Нидерланды).

[38]  «Манакиб аш-Шафии» (1/412- 413); «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (2/702).

[39]  «Манакиб аш-Шафии» (1/415).

[40]  Прим. переводчика: т.е. кадариты вообще отрицают предопределение, поскольку они считают, что Аллах узнает, записывает, желает и создает деяние лишь после того, как оно свершится.

[41]  «Шарх Усуль Итикад Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа» (2/701).

[42]   Прим. автора: данный хадис приводится в «ас-Сунан» Абу Дауда (4691) и в «аль-Мустадрак» аль-Хакима (1/85). Оба привели этот хадис через путь передачи Абу Хазима от Ибн Умара. Аль-Хаким сказал: “Этот достоверный хадис удовлетворяет условиям обоих шейхов (т.е. аль-Бухари и Муслима – прим. переводчика), если истинно то, что Абу Хазим  непосредственно слышал его от Ибн Умара. Оба (имама) не привели (данный хадис в своих «ас-Сахихах»)”. Аз-Захаби подтвердил суждение аль-Хакима.

[43]  «Манакиб аш-Шафии» (1/413).

[44]  «Манакиб аш-Шафии» (1/413).

[45]  сура “Корова”, аят 143.

[46]  «аль-Интика», стр. 81.

[47]  «Манакиб аш-Шафии» (1/387).

[48] сура “Пчелы”, аят 106.

[49] сура “Гром”, аят 28.

[50] сура “Трапеза”, аят 41.

[51] сура “Корова”, аят 284.

[52] сура “Корова”, аят 136.

[53] сура “Корова”, аят 83.

[54] сура “Женщины”, аят 140.

[55] сура “Скот”, аят 67.

[56] сура “Толпы”, аят 17-18.

[57] сура “Верующие”, аяты 1-4.

[58] сура “Рассказ”, аят 55.

[59] сура “Различение”, аят 72.

[60] сура “Свет”, аяты 30-31.

[61] сура “Ночной перенос”, аят 36.

[62] сура “Верующие”, аят 5.

[63] сура “Разъяснены”, аят 22.

[64] сура “Трапеза”, аят 6.

[65] сура “Мухаммад”, аят 4.

[66] сура “Ночной перенос”, аят 37.

[67] сура “Хадж”, аят 77.

[68] сура “Джинны”, аят 18.

[69] Прим. переводчика: в арабском языке слово мечеть (масджид, букв. «место, где совершаются земные поклоны») и земной поклон (саджда) происходят от глагола саджада (совершать земной поклон, падать ниц). Толкование, которое имам аш-Шафии дал этому аяту, опирается на предания, передающиеся от Саида бин аль-Мусаййиба, Талка бин Хабиба, Саида бин Джубайра, ‘Аты и др. Имам аш-Шаукани в своем толковании Корана «Фатх аль-Кадир» пишет: «Саид бин аль-Мусаййиб и Талк бин Хабиб сказали: “Под «мечетями» здесь подразумеваются те части тела, на которые раб совершает земные поклоны: ступни, колени, руки и лоб”. (Ученые) говорят: “Аллах даровал тебе эти части тела. Поэтому не совершай ими земные поклоны ни перед кем другим и обновляй милость, оказанную Аллахом!”» Ибн Кясир в своем тафсире пишет: «Саид бин Джубайр сказал: “Этот аят был ниспослан о частях тела, на которые совершаются земные поклоны. Т.е. они принадлежат Аллаху и не совершай ими земные поклоны ни перед кем другим”». По этому поводу имам аль-Куртуби в своем толковании Корана приводит следующее высказывание ‘Аты: “Твои «мечети» – это твои части тела, на которые тебе было велено совершать земные поклоны. Не склоняй же их ни перед кем, кроме их Творца!”

[70] сура “Корова”, аят 143.

[71] сура “Покаяние”, аяты 124-125.

[72] сура “Пещера”, аят 13.

[73] «Манакиб аш-Шафии» (1/387-393).

[74] «Манакиб аш-Шафии» (1/442).

[75] «Манакиб аш-Шафии» (1/432).

[76] Мухаммад бин Абдуллах бин Абд аль-Хаким аль-Мисри, Абу Абдуллах. Аш-Ширази о нем сказал: «Ученик аш-Шафии, обучался у него фикху. Во время михны (испытание исламских ученых, которому они подверглись  со стороны властей, пытавшихся открыто и насильно навязать богословам мутазилитское вероубеждение –прим. переводчика) его доставили в Багдад к Ибн Аби Ду’аду (Ахмад ибн Аби Ду’ад – верховный судья, глава мутазилитов своего времени, один из предводителей михны – прим. переводчика), однако он не поддался требованиям Ибн Аби Ду’ада и возвратился в Египет…Он скончался в 262 году (хиджры)» («Табакат аль-Фукаха», стр. 99). См. также его биографию в «Табакат аш-Шафииййа» (стр.30) Ибн Хидаятуллаха и «Шазарат аз-Захаб» (2/154).

[77] «Манакиб аш-Шафии» (1/433).

[78] «Замм аль-Калам» (каф-215). Это высказывание также привел аз-Захаби в «ас-Сийар» (10/31).

[79] «Замм аль-Калам» (каф-213). Это высказывание также привел аз-Захаби в «ас-Сийар» (10/30).

[80] «Замм аль-Калам» (каф-213). Это высказывание также привел аз-Захаби в «ас-Сийар» (10/30).

[81] «Замм аль-Калам» (каф-215).

[82] «аль-Ибана аль-Кубра», стр.535-536.

[83] «Манакиб аш-Шафии» Ибн Аби Хатима, стр.182.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Книга : Вероубеждение четырех имамов Абу Ханифы, Малика, аш-Шафии и Ахмада

Автор : Мухаммад бин Абдуррахман аль-Хумеййис

Перевод : Дамир Хайруддин

 Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(2136)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close