Уроки извлекаемые из Корана : «Сура Аль-Фатиха»
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
1 — ВЕЛИКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУРЫ «АЛЬ-ФАТИХА»
Эта сура имеет великое положение в Священном Коране. Сура «аль-Фатиха» — это самая великая сура в Коране и самая первая сура в Коране. Именно по этой причине её называют «Фатихату-ль-Китаб» — [Открывающая Книгу].
2 — ЧТЕНИЕ СУРЫ «АЛЬ-ФАТИХА» В МОЛИТВЕ
Аллах Всевышний вменил в обязанность чтение суры «аль-Фатиха» в каждом рака’ате молитвы. Большинство обладателей знания считают, что молитва человека, который не прочитал эту суру, недействительна.
Передают со слов ‘Убады ибн ас-Самита (да будет доволен им Аллах) что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Нет молитвы у того, кто не прочитал суру “Открывающую Книгу”» — [аль-Бухари, 756; Муслим, 394].
Это касается того, кто умеет читать суру «аль-Фатиха». Если человек пока не научился читать эту суру, то он пока может читать другие аяты Корана вместо чтения суры «аль-Фатиха». Если же человек пока не знает вообще ничего из Корана, то во время молитвы он поминает Аллаха. Он произносит следующие фразы: «Субханаллах» [Пречист Аллах от недостатков], «аль-Хамду ли-Ллях» [Вся хвала Аллаху], «Ля иляха илля Ллах» [Нет истинного бога, кроме Аллаха], «Аллаху Акбар» [Аллах самый великий], «Ля хауля уа ля куввата илля би-Ллях» [Нет силы и мощи, кроме как с Аллахом].
Ведь, пророк сказал (да благословит его Аллах и приветствует) :
«Если ты встал на молитву, то произнеси фразу “Аллаху Акбар”. Если ты знаешь что-то из Корана, то прочитай то, что знаешь. Если же не знаешь, то восхвали Аллаха, произнеси фразу “Аллаху Акбар”, произнеси фразу “Ля иляха илля Ллах”, а затем соверши поясной поклон». — [Абу Дауд, 861; ат-Тирмизи, 302].
Большинство учёных считают, что суру «аль-Фатиха» обязан читать имам и тот, кто совершает молитву отдельно. Что же касается совершающего молитву за имамом в коллективе, то относительно такого учёные разошлись на три мнения:
- — Совершающий молитву позади имама также обязан читать «аль-Фатиху» — ведь, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Нет молитвы у того, кто не прочитал суру “Открывающую Книгу”» — [аль-Бухари, 756; Муслим, 394].
Также сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) как-то раз спросил: «Наверное, вы читаете Коран, стоя позади имама?!» Сподвижники ответили: «Да!» Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не делайте так, за исключением “Открывающей Книгу”, ведь, поистине, нет молитвы у того, кто не прочитал её»,— [Абу Дауд, 823; ан-Насаи, 919].
Этого мнения придерживался имам аш-Шафи’и, имам аль-Бухари и другие учёные-хадисоведы.
- — Совершающий молитву позади имама не обязан читать «аль-Фатиху» — сторонники этого мнения сказали, что ему засчитывается чтение имама.
Сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Чтение того, кто совершает молитву за имамом, это чтение самого имама». — [ибн Маджах, 850; Ахмад, 3/339].
Но относительно достоверности этого хадиса есть разногласия.
Также в качестве довода они использовали слова Всевышнего:
«А когда читается Коран, то прислушивайтесь к нему (о, люди) и молчите,— чтобы вы были помилованы»[1].
Поистине, Аллах Всевышний повелел слушать чтение Корана и молчать. Сторонники этого мнения сказали, что, когда имам читает «аль-Фатиху», стоящие позади должны молчать и слушать. Поэтому этот аят указывает на то, что стоящие позади имама не должны читать «аль-Фатиху».
Этого мнения придерживались имам Ахмад и имам Абу Ханифа.
- — Совершающий молитву позади имама обязан читать суру «аль-Фатиха» в дневных молитвах. При этом он не читает её в ночных молитвах[2] — этого мнения придерживались имам Малик, шейх уль-ислям ибн Теймия и другие ученые.
Совершающий молитву позади имама обязан читать суру «аль-Фатиха» во время обеденной [зухр] и послеобеденной [’аср] молитвы.
Что же касается молитв, в которых имам читает «альФатиху» вслух, то в этих молитвах стоящий позади имама ограничивается чтением имама и молчит.
Это — наиболее справедливое мнение в данном вопросе[3].
3 — ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СУРЫ «АЛЬ-ФАТИХА»
Сура «аль-Фатиха» имеет несколько названий, каждое из которых указывает на определенный смысл. Если у какой-либо вещи много названий, то это указывает на достоинство этой вещи.
♦ Её называют «Фатихату-ль-Китаб» — [Открывающая Книгу] — из-за того, что именно с неё начинается Коран.
♦ Её называют «Умму-ль-Къуран» — [Мать Корана] — из-за того, что она вобрала в себя все смыслы, о которых повествует Коран.
♦ Её называют «Рукъя» — [Заклинание (или: заговор)] — из-за того, что её читают в качестве заговоров для исцеления больного.
Сообщается, что Абу Са’ид (да будет доволен им Аллах) сказал: «(Однажды) группа сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует) отправилась в путь, и они ехали, пока не остановились (на ночь) на стоянке одного из племён (бедуинов). Они попросили их оказать им гостеприимство, однако те отказали (им в этом, а через некоторое время) вождя этого племени ужалила (змея или скорпион), и (люди) стали стараться помочь ему, чем могли, но всё было напрасно. (Тогда) один из них сказал: “Обратились бы вы к тем людям, которые остановились (рядом с нами), может быть, что-то найдётся у них”. И (несколько человек из этого племени) пришли (к этим сподвижникам пророка да благословит его Аллах и приветствуе) и сказали: “О (люди), наш вождь был ужален, и мы использовали всё, чтобы помочь ему, но бесполезно, так, может быть, (противоядие) найдётся у кого- нибудь из вас?” Один из них сказал: “Да, клянусь Аллахом, я (могу) заговаривать (от укусов), однако, клянусь Аллахом, мы попросили вас оказать нам гостеприимство, а вы отказали нам, и поэтому я не стану читать для вас заговор, пока вы не заплатите нам что-нибудь”, и они сошлись с ними (на том, что те дадут им за это) стадо овец. И после этого он стал читать над ним: “Хвала Аллаху, Господу миров…”[4], сплёвывая на него[5], а (через некоторое время вождь) как будто бы освободился от пут и стал ходить, (полностью) избавившись от боли. И (люди из этого племени отдали) им то, относительно чего договаривались с ними, а потом один из ни[6] сказал: “Поделите (овец)”, но тот, кто читал заговор, возразил: “Не делайте (этого), пока мы не (вернёмся) к пророку не расскажем ему (обо всём, что было), и не посмотрим, что он велит нам”. И (когда) они (вернулись) к посланнику Аллаха и рассказали ему (обо всём), он спросил: “Откуда ты узнал, что она (может служить в качестве) заговора?” А потом он сказал: “Вы всё сделали правильно. Поделите (то, что вам досталось,) и выделите одну долю мне”, и, сказав это, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассмеялся».— [аль-Бухари, 2276; Муслим, 2201].
♦ Её называют «Шафийа» — [Исцеляющая] — из-за того, что она, с позволения Аллаха, исцеляет от болезней, исцеляет сердца и телесные недуги. Сура «аль-Фатиха» исцеляет сердца от сомнений, дурных мыслей и наущений. Сура «аль-Фатиха» исцеляет телесные недуги, о чём было сказано в вышеприведенном хадисе.
♦ Её называют «ас-Саб’ аль-Масаний» — [Семь часто повторяемых аятов] — Аллах Всевышний сказал:
«И вот уже Мы даровали тебе (о, Пророк) семь (часто) повторяемых (аятов) и великий Коран»[7].
Семь часто повторяемых аятов — это сура «аль-Фатиха», которая содержит в себе 7 аятов. Её называют семью часто повторяемыми аятами, так как человек читает её в каждом рака’ате молитвы.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«“Хвала Аллаху, Господу миров…” (сура «аль-Фа- тиха») — это семь часто повторяемых и великий Коран, который был дарован мне». — [альБухари, 4474].
♦ Её называют «ас-Салят» — [Молитва] — ведь, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал, что Аллах Всевышний сказал: «Я поделил молитву между Собой и Своим рабом пополам», а затем упомянул суру «аль-Фатиху». — [Муслим, 395].
4 — СКОЛЬКО АЯТОВ В СУРЕ «АЛЬ-ФАТИХА»?!
Сура «аль-Фатиха» состоит из 7 аятов, как об этом говорится в Коране. Аллах Всевышний сказал:
«И вот уже Мы даровали тебе (о, Пророк) семь (часто) повторяемых (аятов) и великий Коран»[8].
⇒ 1-й аят суры «аль-Фатиха»:
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
«(Вся) хвала — (лишь одному) Аллаху, Господу миров».
⇒ 2-й аят суры «аль-Фатиха»:
الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
«Милостивому (и) Милующему».
⇒ 3-й аят суры «аль-Фатиха»:
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ
«(Единственному) Царю [Правителю] Дня Воздаяния!»
⇒ 4–й аят суры «аль-Фатиха»:
إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ
«(Только) Тебе мы посвящаем поклонение и (только) к Тебе обращаемся за помощью».
⇒ 5-й аят суры «аль-Фатиха»:
اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ
«Веди нас Прямым Путем».
⇒ 6–й аят суры «аль-Фатиха»:
صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ
«Путем тех, которых Ты благом одарил».
⇒ 7-й аят суры «аль-Фатиха»:
غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ
«…(а) не (путем) тех, которые под (Твоим) гневом, и не (путем) заблудших».
Это — мнение большинства учёных. Большинству учёных в этом вопросе противоречит имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах. Он разделил суру «аль-Фатиха» на аяты следующим образом:
«С именем Аллаха Милостивого, Милующего! [1] (Вся) хвала — (лишь одному) Аллаху, Господу миров, [2] Милостивому (и) Милующему, [3] (Единственному) Царю [Правителю] Дня Воздаяния! [4] (Только) Тебе мы посвящаем поклонение и (только) к Тебе обращаемся за помощью [5] Веди нас Прямым Путем, [6] Путем тех, которых Ты благом одарил, (а) не (путем) тех, которые под (Твоим) гневом, и не (путем) заблудших. [7]».
Поэтому существует разногласие относительно того, какой аят является первым в суре «аль-Фатиха»:
- 1-й аят — это слова: «С именем Аллаха Милости вого, Милующего!»;
- 1-й аят — это слова: «(Вся) хвала — (лишь одному) Аллаху, Господу миров».
Согласно мнению имама аш-Шафи’и, фраза «С именем Аллаха Милостивого, Милующего» является частью суры «аль-Фатиха».
Что же касается большинства учёных, то они считают, что фраза «С именем Аллаха Милостивого, Милующего» не является частью суры «аль-Фатиха». Согласно их мнению, она является отдельным аятом и не относится к какой-либо конкретной суре.
Эта фраза была ниспослана, чтобы разделять между сурами. Именно поэтому, фраза «С именем Аллаха Милостивого, Милующего» стоит в начале каждой суры, за исключением суры «ат-Тауба» (№ 9)[9].
5 — РАЗЪЯСНЕНИЕ ФРАЗЫ «Я ПРИБЕГАЮ К АЛЛАХУ ЗА ЗАЩИТОЙ ОТ ПОБИВАЕМОГО ШАЙТАНА».
Аллах Всевышний сказал:
«И когда же ты читаешь Коран, то обратись за защитой к Аллаху от (зла) сатаны, побиваемого камнями [проклятого]»[10].
Если мусульманин желает прочитать Коран, то он должен обратиться за защитой к Аллаху от побиваемого камнями шайтана в самом начале чтения. Это действие защищает человека от шайтана и тот не сможет мешать человеку во время чтения.
Человек должен произнести следующие слова:
«Я прибегаю за защитой к камнями шайтана».
أَعُوذُ بالله مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
/А ‘узу би-Лляхи мина-ш-шайтани рраджим/.
♦ «Я прибегаю за защитой…» — то есть: я ищу убежища у Аллаха Всевышнего, я ищу у Него защиты и покровительства от этого врага.
Шайтан — это всякий непокорный и высокомерный человек, джинн или иное живое существо.
♦ «…от побиваемого камнями шайтана…» — ведь, шайтанов побивают падающими с неба звездами, когда они пытаются подслушать разговоры ангелов на небесах. Также шайтана можно прогнать, вспомнив об Аллахе.
Мусульманин должен крепко схватиться за религию своего Господа и обращаться к Аллаху за защитой от шайтана, чтобы шайтан не мог навредить ему.
От пророка (да благословит его Аллах и приветствует) также передаётся следующая форма обращения за защитой к Аллаху от шайтана:
«Я прибегаю за защитой к Аллаху от побиваемого камнями шайтана, от одержимости, от его высокомерия и от его причитаний». — [Абу Дауд, 775; ат-Тирмизи, 242; ибн Маджах, 807].
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم من همزه ونفخه ونفثه
/А’узу би-Лляхи ссами’и-ль-‘алим мин иииайтани рраджим мин хамзи-хи, уа нафхи-хи уа нафси-хи/.
♦ «…от одержимости…» — иногда шайтан поражает человека, после чего человек становится одержимым. Шайтан входит в человека и передвигается по его кровеносным сосудам, а затем может мучать его посредством наущений, сомнений и одержимости.
♦ «…от его высокомерия…» — высокомерие появляется от шайтана.
♦ «…от его причитаний…» — речь идёт о стихотворениях.
Аллах Всевышний сказал:
«И поэты — за ними следуют заблудшие»[11].
Стихотворения — это причитания шайтана. Исключением являются лишь благие и похвальные стихотворения. Сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Поистине, в некоторых стихотворениях есть мудрость». — [ат-Тирмизи, 2845; Абу Дауд, 5011; Ахмад, 1/269].
Однако большая часть стихотворений являются дурными.
Некоторые учёные сказали, что под «причитаниями шайтана» имеется в виду колдовство.
Аллах Всевышний сказал:
«(Я ищу защиты у Аллаха) от зла (колдуний) плюющих на узлы (на веревках), (когда совершают колдовство)»[12].
Именно поэтому желательно перед началом чтения Корана обращаться за защитой к Аллаху от шайтана.
6 — РАЗЪЯСНЕНИЕ ФРАЗЫ «С ИМЕНЕМ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО И МИЛУЮЩЕГО».
بِسۡمِ ٱللهِ ٱلرَّحۡمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ
/Бисми-Лляхи ррахмани ррахим /.
Произнося эту фразу, человек обращается за помощью к Аллаху перед началом какого-либо дела.
♦ «С именем Аллаха…» — все имена Аллаха содержат в себе благодать [барака].
Аллах Всевышний сказал:
«Благословенно имя Господа твоего, Обладателя величия и щедрости!»[13]
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил в начале молитвы перед чтением суры «аль-Фатиха»:
«Пречист Ты, о Аллах, и хвала Тебе, благословенно Имя Твоё, превыше всего величие Твоё, и нет истинного бога, кроме Тебя!» — [ат-Тир- мизи, 242; ибн Маджах, 806, и другие].
/Субхана-кя, Аллахумма, уа бихамди-кя, уа табаракя- сму-кя уа та’аля джадду-кя уа ля иляха гайру-кя/.
Таким образом, произнося эту фразу, ты ищешь благодати посредством упоминания имён Аллаха. Ты говоришь: «С именем Аллаха», имея в виду: «Я обращаюсь за помощью к Аллаху посредством упоминания Его имени».
⇒ «…Милостивого…» — [ар-Рахман] — это имя Аллаха, которое указывает на Его милость.
⇒ «…Милующего…» — [ар-Рахим] — это имя Аллаха, которое указывает на Его милость.
Аллах Всевышний сказал:
И Он к верующим милостив (и в этом мире и в Вечной жизни)»[14].
7 — ТОЛКОВАНИЕ СУРЫ «АЛЬ-ФАТИХА»
Аллах Всевышний сказал [аят № 1]:
الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
«(Вся) хвала — (лишь одному) Аллаху, Господу миров».
Никто не заслуживает абсолютной хвалы, кроме Аллаха Всевышнего. Ведь, только Аллах оказывает творениям безграничную милость. Что касается творений Аллаха, то мы хвалим их, соблюдая определенные рамки, в зависимости от того, сколько они совершают благого. К тому же благо, имеющееся у творений, поместил в них Аллах. Поэтому, абсолютного восхваления достоин только Аллах.
Аллах Всевышний является Господом всех миров. Он взрастил Свои творения посредством Своей милости, и Он является их властелином. Аллах — это Властелин всех творений. Он привёл в порядок их мирскую жизнь и является их Покровителем. Словом, «ар-Робб» [Господь] не называют никого, кроме Аллаха.
♦ «…Господу миров…» — мирами называют всё сущее, кроме Аллаха. Существует множество миров и их количество знает только Аллах. Существует мир людей, мир джиннов, мир ангелов, мир неживых предметов, мир животных. А Господом всех этих миров является Аллах Всевышний. Ни одно творение не может выйти за пределы господства Аллаха.
Аллах Всевышний сказал [аят № 2]:
الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
«Милостивому (и) Милующему».
Мы уже упомянули толкование и смысл этих двух имён в предыдущей главе.
Аллах Всевышний сказал [аят № 3]:
مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ
«(Единственному) Царю [Правителю] Дня Воздаяния!»
Аллах Всевышний в этом аяте упомянул именно день Воздаяния, ведь, в тот день не будет никакого царя, кроме Него одного. Аллах Всевышний сказал в другом аяте:
«В тот день [в День Суда], когда они появятся (из могил) (и предстанут пред своим Господом), не будет скрыто от Аллаха о них ничего. (И Аллах Всевышний скажет): “Кому (принадлежит) царство в этот день?” (И никто Ему не ответит.) (Изатем Он скажет): “Аллаху Единственному, Всепобеждающему!’»[15].
Земные цари и простые люди в тот день будут равны и не будет никакого владыки, кроме Аллаха Всевышнего. Власть всех земных царей в День Суда исчезнет. Поэтому в хадисе сказано:
«Аллах Всевышний скажет в День Воскресения: “Я — Царь! Где же могущественные?! Где же высокомерные?!”» — [Муслим, 2788].
В День Суда все будут равны: земные цари и подневольные рабы, нищие и богачи, почётные и презренные. Разница между людьми будет проведена лишь по причине их благих деяний.
Аллах Всевышний сказал [аят № 4]:
إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ
«(Только) Тебе мы посвящаем поклонение и (только) к Тебе обращаемся за помощью».
Никто не заслуживает поклонения, кроме Аллаха Всевышнего. Нельзя обращаться за помощью к кому-то, кроме Аллаха Всевышнего[16]. Только Аллах помогает человеку.
Аллах Всевышний сказал [аят № 5]:
اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ
«Веди нас Прямым Путем».
Это — мольба [ду’а].
♦ «Веди нас прямым путём» — то есть: укажи нам на прямой путь и помоги нам следовать по нему.
Аллах Всевышний указал на прямой путь всем творениям, даже неверующим. Он разъяснил всем творениям истинный путь. Аллах Всевышний сказал:
«А что касается самудян [народа пророка Салиха], то Мы указали им верный путь, но они полюбили [выбрали] слепоту [неверие] вместо истинного пути»[17].
На прямой путь указывал также и посланник Аллаха Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах Всевышний сказал:
«Воистину, ты (о, посланник), указываешь на прямой путь»[18].
А затем Аллах Всевышний оказал содействие верующим и помог им принять истину. Только Аллах Всевышний может внушить людям следование за истиной. Поэтому Аллах Всевышний сказал:
«Воистину, ты (о, посланник), не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает»[19].
Поэтому, когда ты говоришь: «Веди нас Прямым Путем», ты подразумеваешь следующее: укажи нам на прямой путь и помоги нам следовать за ним.
Прямой путь — это Ислам, это путь Корана и путь посланника Аллаха Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это — путь, который ведет человека к Аллаху.
Этот путь назван прямым, так как в нём нет кривизны и непонятности. Он является настолько ясным, что идущий по нему не заблудится. И это в отличие от путей заблуждения, которые отклоняют от прямого пути тех, кто ступает по ним. Аллах Всевышний сказал:
«И это [Ислам] — Мой путь прямой; следуйте же по нему и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его пути. Это Он [Аллах] завещал вам,— может быть, вы будете остерегаться (наказания Аллаха)»[20].
Путь Аллаха только один и в нём нет кривизны и непонятности. Что же касается всех кривых путей, то они являются путями заблуждения. Пусть Аллах убережет нас от них!
Сообщается, что Джабир ибн Абдуллах сказал: «Однажды, когда мы находились у пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, он провел по земле черту, после чего начертил две линии справа и две слева от нее, затем поставил левую руку на среднюю (прямую) линию и сказал: “Это — путь Аллаха”. Что же касается других линий, то относительно них он сказал: “Это — пути (заблуждения). На каждом из них сидит шайтан и призывает к нему”».— [ИбнМаджах, И; аль-Хаким, № 3294; и другие].
Далее Аллах Всевышний сказал [аят № 6]:
صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ
«Путем тех, которых Ты благом одарил».
Иногда Аллах Всевышний относит этот путь к Себе. Например, Аллах Всевышний сказал:
«Воистину, ты (о, посланник), указываешь на прямой путь — путь Аллаха»[21].
Ведь, именно Аллах Всевышний указал творениям на этот путь и разъяснил его. Это — путь Аллаха, так он ведёт людей к Аллаху.
А иногда Аллах Всевышний относит этот путь к тем, кто следует по нему. Например, в разбираемом нами аяте сказано: «Путем тех, которых Ты благом одарил».
Аллах Всевышний одарил этих людей благом, поведя их по этому пути и оказав им Своё содействие. Это — самая величайшая милость Аллаха. Кого же Аллах одарил этим благом?! Об этих людях сказано в другом аяте:
«А кто повинуется Аллаху и Посланнику, то они — вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, правдивейших, павших за веру и праведных. И как прекрасны они (в Раю) как товарищи!»[22]
⇒ 1 — Пророки — это первая категория тех, кто следует по
прямому пути.
⇒ 2 — Правдивейшие — это лучшие люди на земле после
пророков.
⇒ 3 — Павшие за веру — то есть: скончавшиеся на пути
Аллаха.
⇒ 4 — Праведные — это уже все остальные верующие,
следующие по прямому пути.
Мы просим Аллаха, чтобы Он сделал нас и вас теми, кто следует по этому прямому пути вместе с теми, кто был упомянут выше!
В мирской жизни человек часто чувствует тесноту’, испытывает трудности и неприятности. Праведник чувствует себя чуждым среди людей. Люди могут побить его и насмехаться над ним, могут угрожать ему и обзывать его. Такой человек должен вспомнить о том, что его спутниками на этом пути являются пророки, правдивейшие, павшие за веру и праведники. Это поможет ему успокоиться, проявить терпение перед теми трудностями, с которыми он столкнулся на этом пути.
Этот путь окружен трудностями, поэтому идущий по нему нуждается в длительном терпении и твердой решимости. Если ты вспомнишь о своих спутниках на этом пути, то это поможет тебе идти дальше и сделает трудности легкими. Следование по этому пути нуждается в крепкой вере, но мало тех, кто обладает ею.
Аллах Всевышний сказал:
«И не даруется это никому, кроме тех, которые проявляли терпение; и не даруется это никому, кроме как только тем, кто обладает великой долей»[23].
Далее Аллах Всевышний сказал в суре «аль-Фатиха» [аят № 7]:
غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ
«…(а) не (путем) тех, которые под (Твоим) гневом, и не (путем) заблудших».
Кто находится под гневом Аллаха?! Это — те, кто приобрел знание, но не поступал в соответствии с ним. Эти люди приобрели полезное знание, обрели понимание в религии, но не жили в соответствии с ним. Они находятся под гневом Аллаха, потому что ослушались Его, имея знание. Под гневом Аллаха находится всякий, кто не действует в соответствии с полученным знанием.
Но особенно этот аят касается иудеев, ибо они обладают знанием. Аллах Всевышний назвал их обладателями Писания и знания. Но они не стали совершать дела в соответствии со своим знанием, и Аллах разгневался на них.
А кто является заблудшим?! Это — те, кто совершают деяния без знаний. Они подобным людям, идущим вперед, не зная дороги. Такие люди идут навстречу своей гибели.
Эти люди совершают много деяний, утруждают свои души, пытаясь приблизиться к Аллаху, плачут и кричат, желая попасть в Рай. Но проблема в том, что они следуют не по правильному пути, посему деяния не принесут им пользы.
Заблудшими, в частности, являются христиане, ведь, они совершают деяния, не имея знаний. Также заблудшими являются приверженцы нововведений, ведь, они также совершают деяния, не имея знаний.
Таким образом, человек, читающий суру «аль-Фатиха», просит Аллаха, чтобы Аллах отдалил его от двух групп:
- Те, кто имеют знание, но не совершают деяний;
- Те, кто совершают деяния, но не имеют знаний.
В наше время есть некоторые группы людей, которые небрежно относятся к знанию и обучению. Они говорят людям: «Займите себя поклонением и поминанием Аллаха». Они небрежно относятся к приобретению знаний и к самим обладателям знания. Это — путь заблуждения! Пусть Аллах убережет нас от этого!
В первую очередь, человек непременно должен приобретать знание. Аллах Всевышний сказал:
«Знай же, что нет (никакого истинного) бога, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за (грехи всех) верующих мужчин и верующих женщин»[24].
Аллах Всевышний сначала упомянул знания, а только потом слова и деяния.
Следовательно, можно сделать вывод, что люди по отношению к знанию и деяниям делятся на три вида:
⇒ 1 — Люди, которым Аллах одарил благом — эти люди приобрели полезное знание и совершали праведные деяния. Читая суру «аль-Фатиха», мы просим Аллаха Всевышнего, чтобы Он повёл нас по пути этих людей.
⇒ 2 — Люди, которые приобрели знание, но оставили дея
ния — эти люди находятся под гневом Аллаха, какой бы религии они не придерживались.
⇒ 3 — Люди, которые совершают деяния, но не имеют
знаний — эти люди являются заблудшими.
Вторая и третья группы людей являются потерпевшими убыток. Мы просим у Аллаха благополучия!
Если ты поразмышляешь над сурой «аль-Фатиха», то поймешь ее тайны. Аллах Всевышний повелел читать её в каждом рака’ате молитвы именно из-за её величия по сравнению с другими сурами Корана. Ведь, эта сура содержит в себе две великие вещи:
⇒ 1. Восхваление Аллаха в начале суры;
⇒ 2. Обращение к Аллаху с мольбой в конце суры.
Именно поэтому тому, кто совершает молитву, желательно сказать «Амин» — [О, Аллах, ответь!] — после прочтения этой суры. Что означает фраза «амин»?! Она означает: о, Аллах, ответь!
8 — ДОСТОИНСТВО СУРЫ «АЛЬ-ФАТИХА»
Со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). сказал: «Всевышний и Великий Аллах сказал: — Я поделил молитву между Собой и Своим рабом, и он получит то, что попросит. Когда раб говорит: «(Вся) хвала — (лишь одному) Аллаху, Господу миров», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милостивому (и) Милующему», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня». Когда он говорит: «(Единственному) Царю [Правителю] Дня Воздаяния!», Он говорит: «Мой раб восславил Меня». Когда он говорит: «Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи», Он говорит: «Это — между Мной и Моим рабом, и Мой раб получит то, что просит». Когда он говорит: «Веди нас Прямым Путем, Путем тех, которых Ты благом одарил, (а) не (путем) тех, которые под (Твоим) гневом, и не (путем) заблудших», Он говорит: «Мой раб получит это — Мой раб получит то, что попросил».— [Муслим, 395].
♦ «Я поделил молитву между Собой и Своим рабом…» — то есть: поделил суру «аль-Фатиха». Эта сура состоит из семи аятов: три с половиной аята посвящены восхвалению Аллаха, три с половиной посвящены просьбам раба.
Восхвалению Аллаха посвящено начало суры:
«(Вся) хвала — (лишь одному) Аллаху, Господу миров, Милостивому (и) Милующему, (Единственному) Царю [Правителю] Дня Воздаяния! (Только) Тебе мы посвящаем поклонение».
А затем до конца суры следуют просьбы самого человека, который читает эту суру:
«…и (только) к Тебе обращаемся за помощью. Веди нас Прямым Путем, Путем тех, которых Ты благом одарил, (а) не (путем) тех, которые под (Твоим) гневом, и не (путем) заблудших».
9 — ПОЛЬЗЫ, ИЗВЛЕКАЕМЫЕ ИЗ СУРЫ «АЛЬ-ФАТИХА»
Во-первых, в этой суре указание на единобожие [тау- хид]. Аллах Всевышний сказал:
«(Вся) хвала — (лишь одному) Аллаху, Господу миров, Милостивому (и) Милующему, (Единственному) Царю [Правителю] Дня Воздаяния! (Только) Тебе мы посвящаем поклонение».
Во-вторых, в этой суре указание на существование посланников. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «(Вся) хвала — (лишь одному) Аллаху, Господу миров».
Аллах Всевышний указал на то, что Он является Господом всех творений. А Господь не может оставить Своих рабов без того, что исправит их жизнь. А больше всего исправляет жизнь рабов послание к ним посланников.
Также Аллах Всевышний сказал в этой суре: «Веди нас Прямым Путем…». Люди не могут узнать о прямом пути без послания к ним посланников.
В-третьих, в этой суре опровержение многим заблудшим группам.
В частности, сура является опровержением безбожникам, которые не веруют в Господа. Аллах Всевышний сказал им: «(Вся) хвала — (лишь одному) Аллаху, Господу миров».
Также эта сура опровергает многобожников, которые придают Аллаху сотоварищей в поклонении. В этой суре сказано: «(Вся) хвала — (лишь одному) Аллаху, Господу миров».
А также: «(Только) Тебе мы посвящаем поклонение и (только) к Тебе обращаемся за помощью». В этих аятах опровержение многобожникам, которые поклоняются не только Аллаху, но и другим объектам.
Также эта сура опровергает джахмитов, му’тазилитов и тех, кто отрицает атрибуты Аллаха[25].
Также эта сура опровергает тех, кто отрицает воскрешение мертвых. Ведь, Аллах Всевышний сказал: «(Единственному) Царю [Правителю] Дня Воздаяния».
Также эта сура опровергает иудеев, христиан и тех, кто последовал по их пути. Сура опровергает две группы людей:
⇒ 1. Люди, которые приобрели знание, но оставили совершение деяний;
⇒ 2. Люди, которые совершают деяния, но оставили знание.
Эта сура является опровержением всякому обладателю знаний, которые не живёт в соответствии со своим знанием. Эта сура также является опровержением всякому, кто делает дела, не имея знаний.
Поэтому ученые говорят, что эта сура так или иначе опровергает все заблудшие группы, из-за чего её и называют матерью Писания.
Люди часто читают эту великую суру, не задумываясь над её смыслами и ничего не понимая. Эта сура всего лишь слова на их языках, смысл которых они не понимают. Для них эта сура подобна иностранной речи. Это — большая ошибка с их стороны и огромное упущение. Коран был ниспослан для того, чтобы люди размышляли над ним и пытались понять его смыслы.
________________________________________________________
[1] Сура аль-А’раф, аят 204.
[2] Дневные молитвы — это обеденная [зухр] и послеобеденная [’аср] молитвы. Ночные молитвы — это вечерняя [магриб], ночная [’иша] и утренняя [фаджр] молитвы. Всех их объединяет то, что они совершаются в тёмное время суток.
[3] На самом деле более правильным и безопасным мы считаем мнение имама аш-Шафи’и, да помилует его Аллах. Ведь, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет молитвы у того, кто не прочитал суру “Открывающую Книгу”» — [аль-Бухари, 756; Муслим, 394].
Сообщается, что как-то раз посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Наверное, вы читаете (Коран) позади имама в то время, когда его читает имам». Сподвижники сказали: «Поистине, мы поступаем именно так». Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не делайте так! Исключением является лишь чтение вами суры “аль-Фатиха”». — [Ахмад, 18070,22745. Хадис достоверный].
А Аллах знает лучше!
[4] Иначе говоря, 1-ю суру Корана “Аль-Фатиху”.
[5] Речь идёт о лёгком поплёвывании на место укуса.
[6] Имеется в виду один из сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
[7] Сура аль-Хиджр, аят 87.
[8] Сура аль-Хиджр, аят 87.
[9] Автор книги, да помилует его Аллах, хочет указать на то, что данная фраза не входит в сами суры, перед которыми она стоит, а просто используется для разделения между сурами.
[10] Сура ан-Нахль, аят 98.
[11] Сура аш-Шу`ара, аят 224
[12] Сура аль-Фаляк, аят 4.
[13] Сура ар-Рахман, аят 78.
[14] Сура аль-Ахзаб, аят 43.
[15] Сура Гафир, аят 16.
[16] “Исти’ана” — это просьба о помощи. “Исти’ана” бывает двух видов:
- Просьба о помощи в таком деле, в котором способен помочь только Аллах.
Просьба о помощи в таком деле, обращенная к кому-то, помимо Аллаха, будет многобожием (ширком). Кто обратился за помощью не к Аллаху в таком деле, в котором способен помочь только Аллах, тот впал в многобожие (ширк). Такой человек впал в многобожие, потому что посвятил своё поклонение кому-либо наряду с Аллахом.
- — Просьба о помощи в таком деле, в котором способно помочь творение Аллаха.
Например, ты просишь у человека, чтобы он помог тебе построить стены дома, или помог тебе поднять твой багаж, и так далее. Аллах Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде».— [Сура аль-Маида, аят 2].
Просьба о помощи, обращенная к человеку, в обычных делах, в которых способны помочь люди, дозволена и нет в ней никаких проблем. Такая просьба о помощи относится к вопросам взаимопомощи людей в благочестии и богобоязненности. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах помогает рабу, пока тот помогает своему брату». — [Муслим, 2699].
Но другое дело, когда человек обращается за помощью к творениям в таких делах, в которых способен помочь только Аллах. Например, человек просит у творений, чтобы они даровали ему средства к существованию (ризк) или же отвели от него вред. В таких вещах может помочь только Аллах. А эти люди обращаются за помощью к мертвым, обращаются за помощью к джиннам и шайтанам, обращаются за помощью к отсутствующим людям, хотя те отсутствующие никак не могут услышать того, как человек взывает к ним по именам. Это — большое многобожие, ибо человек просит о помощи того, кто неспособен ему помочь.
[17] Сура аль-Фуссылят, аят 17.
[18] Сура аш-Шура, аят 52.
[19] Сура аль-Касас, аят 56.
[20] Сура аль-Ан’ам, аят 153.
[21] Сура аш-Шура, аяты 52-53.
[22] Сура ан-Ниса, аят 69.
[23] Сура Фуссылят, аят 35.
[24] Сура Мухаммад, аят 19.
[25] Ведь, в этой суре упоминается много имен и атрибутов Аллаха.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Взята из книги : Уроки извлекаемые из Корана
Автор : Салих Ибн Фаузан
Изготовитель : Исламский дом знаниа “Bayt al-magrifa”
Материал подготовлен редакцией сайта www.takwaa.com
(999)