1. Главная
  2. Биографии
  3. О
  4. Пророках
  5. Пророк Адам (мир ему)
Пророк Адам (мир ему)

Пророк Адам (мир ему)

5.21K
0

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Благородные ангелы спрашивают о смысле сотворения Адама

Всевышний поведал, как Он обратился к ангелам, о чём в Коране сказано так: «Когда сказал Господь твой ангелам: “По­истине, Я помещу на земле преемника”…» (2:30). Аллах уведомил их, что Он хочет создать Адама и его потомков, ко­торые будут замещать друг друга. Аллах Всевышний также сказал: «Это Он сделал вас преемниками [тех, кто жил] на земле [прежде]…» (6:165). Аллах Всевышний также ска­зал: «…и делает вас преемниками [тех, кто жил на] земле [прежде]» (27:62). Таким образом, Он указал на предстоя­щее сотворение Адама и его потомства, известив об этом анге­лов, как извещают о великом деле перед его свершением. Что же касается ангелов, то они стали задавать вопросы, желая узнать о смысле этого, а не потому, что они противились Его воле, или хотели умалить достоинство потомков Адама, или завидовали им, как полагают некоторые невежественные тол­кователи. Ангелы говорили: «Неужели сделаешь Ты [пре­емником] на [земле] того, кто будет творить на ней нечес­тие и проливать кровь?» (2:30). Как говорят, они знали, что так будет, поскольку уже видели это среди джиннов, создан­ных до Адама и поняли, что с теми, кто создан из пра­ха, в большинстве случаев будет происходить нечто подобное, а Аллах знает об этом лучше. Ангелы говорили также: «тогда как мы прославляем Те- бя хвалой и чтим Тебя свято» (2:30). Это значит: мы посто­янно поклоняемся Тебе, и нет среди нас никого, кто ослушал­ся бы Тебя, и если цель сотворения людей заключается в том, чтобы они поклонялись Тебе, то мы уже делаем это без уста­ли днём и ночью. В Коране сказано: «[Аллах] сказал: “Поистине, знаю Я то, чего не знаете вы”» (2:30). Это значит: Я знаю, что со­здание людей принесёт больше пользы, о чём не знаете вы, ибо в будущем появятся среди них пророки, посланники, правди­вейшие, шахиды и праведники.

Затем Он разъяснил им, что Адам превзойдёт их зна­нием. Аллах Всевышний сказал: «И научил Он Адама всем именам» (2:31). Как указывает Ибн ‘Аббас имеются в виду имена и дела всех больших и малых существ*. Пере­дают со слов Анаса ибн Малика что Посланник Алла­ха, да будет доволен им Аллах сказал: В День воскресения верующие соберутся и станут гово­рить: «Не поискать ли нам того, кто заступится за нас пред нашим Господом?» И [люди] придут к Адаму и станут говорить: «Ты — отец людей**; Аллах создал тебя Своей рукой, и [велел] ангелам пасть перед то­бой ниц, и научил тебя именам всех вещей…» [Бухари, № 4476; Муслим, № 193].

Аллах Всевышний сказал: «И научил Он Адама именам всех [вещей], а потом представил их ангелам и сказал: “Назо­вите Мне имена их, если вы говорите правду”» (2:31). Аль- Хасан аль-Басри сказал: «Когда Аллах пожелал создать Ада­ма, ангелы стали говорить: “Кого бы ни создал Господь наш, мы всё равно будем знать больше, чем он”. За это они бы­ли подвергнуты испытанию, на что и указывают слова Аллаха “если вы говорите правду”» [Тафсир Табари, т. 1, с. 173].Ангелы сказали: «Слава Тебе! Знаем мы лишь то, че­му Ты научил нас. Поистине, Ты — Знающий, Мудрый!» (2:32) Это значит: Ты слишком высок, и усвоить часть Твое­го знания может лишь тот, кого Ты научишь чему-либо, на что указывают другие слова Всевышнего: «а они постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает» (2:255). Аллах Всевышний сказал: «[Тогда] Он велел: “О Адам, сообщи им имена их”, а когда [Адам] сообщил им их име­на, [Аллах] сказал: “Разве не говорил Я вам, что знаю о со­крытом в небесах и на земле и знаю, что вы делаете откры­то и что скрываете?”» (2:33). Это значит: Я знаю тайное, как знаю явное. Аллах Всевышний сказал: « И вот сказали Мы ангелам: “Падите ниц пред Адамом”, и пали [все], кроме Иблиса, отказавшегося, возгордившегося…» (2:34). Аллах Всевыш­ний оказал Адаму великую честь, ибо Он создал его Своей ру­кой и вдохнул в него от Своего духа, на что указывают Его сло­ва «Когда же Я придам ему [соразмерную] форму и вдохну в него от Моего духа, падите пред ним ниц» (15:29). Таким образом, Аллах оказал честь Адаму четырежды: Он создал его Своей рукой, вдохнул в него от Своего духа, велел ангелам склониться перед ним до земли и научил его именам всех вещей. Вот почему, когда Муса встретился с Адамом в высшем сонме и они начали вести прения, Муса сказал ему: «Ты — отец лю­дей Адам, которого Аллах создал Своей рукой, и Он вдунул в тебя от Своего духа, и [велел] ангелам склониться пред то­бой до земли, и научил тебя именам всех вещей» [Абу Давуд, № 4702; Абу Я’ля, № 243]. В День воскресения так же будут обращаться к Адаму и верующие.

Иблис завидует Адаму

В других аятах говорится:

Мы создали вас, потом при­дали вам [соразмерную] форму, а потом сказали ангелам: «Падите ниц пред Ада­мом», и [все] они пали ниц, но не Иблис, которого не было среди склонившихся.Он сказал: «Что помешало тебе совершить земной поклон, когда Я велел тебе [сделать это]?» Он сказал: «Я лучше него, [ведь] меня Ты создал из огня, а его — из глины» (7:11—12).

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Иблис сравнил [себя с Адамом] и стал первым, кто прибег к суждению по аналогии». Мухаммад ибн Сирин[1] сказал: «Иблис первым прибег к суждению по ана­логии, а ведь если бы не суждения по аналогии, [люди] не стали бы поклоняться ни солнцу, ни луне» [Тафсир Табари, т. 7, с. 98].

Это значит, что он посмотрел на себя, сравнивая себя с Адамом, посчитал, что он достойнее Адама, и отказался склониться перед ним до земли, несмотря на то что сделать это было велено ему и всем ангелам.

Таким образом, если имеется прямое указание, суждение по аналогии будет недействительным. Кроме того, суждение Иблиса, которое он сделал на основании сравнения, само по себе было неверным, поскольку глина полезнее и лучше огня: глине присущи степенность, кротость, долготерпение и способность расти, а огню — безрассудство, лёгкость, поспешность и способность уничтожать.

Аллах Всевышний сказал:[Вспомни, как] Господь твой сказал ангелам: «Поистине,Я создам человека из сухой звонкой глины, [полученной] из изменившейся грязи.Когда же Я придам ему [соразмерную] форму и вдохну в него от Моего духа, падите пред ним ниц».И пали ниц все ангелы, но не Иблис, который отказался быть с кланяющимися.[Аллах] сказал «О Иблис! Почему ты не с кланяющимися.» [Иблис1 сказал: «Не стану я кланяться до земли человеку, которого Ты создал из сухой звонкой глины, [полученной]из изменившейся грязи!»[Аллах] сказал: «Изыди из[Рая]!Поистине,проклят ты и, поистине, проклятие будет [лежать] на тебе до самого Дня воздаяния!» (15:28-35)

Иблис заслужил такое наказание, поскольку неизменно умалял достоинство Адама и превозносился над ним. Кроме того, он не повиновался прямому велению Аллаха, а потом начал оправ­дываться, что не принесло никакой пользы, и его оправдания оказались хуже совершённого им греха.

Аллах почтил Адама тем, что создал его Своей рукой и вдохнул в него от Своего духа, в силу чего Он и велел ангелам склониться перед ним до земли.

Аллах Всевышний сказал:

[Вспомни, как] Господь твой  сказал ангелам: «Поистине, Я создам человека из сухой  звонкой глины, [полученной] из изменившейся грязи.Когда же Я придам ему  [соразмерную] форму и вдохну в него от Моего духа, падите пред ним ниц».И пали ниц все ангелы,но не Иблис, который отказался быть с кланяющимися. [Аллах] сказал: «О Иблис! Почему ты не с кланяющимися?.»

[Иблис1 сказал: «Не стану ,я кланяться до земли человеку,которого Ты создал из сухой звонкой глины, [полученной] из изменившейся грязи!» Аллах] сказал: «Изыди из [Рая]! Поистине, проклят ты и, поистине, проклятие будет [лежать] на тебе до самого Дня воздаяния!»(15:28-35).

Иблис заслужил такое наказание, поскольку неизменно умалял достоинство Адама и превозносился над ним. Кроме того, он не повиновался прямому велению Аллаха, а потом начал оправдываться, что не принесло никакой пользы, и его оправдания оказались хуже совершённого им греха.

Аллах Всевышний сказал:

[Вспомни, как] сказали Мы ангелам: «Падите ниц пред Адамом», и [все] они пали, но не Иблис, [который] ска­зал: «Стану ли я склоняться до земли перед тем, кого Ты создал из глины?!» [Иблис] сказал: «Скажи мне, это ли тот, кого Ты превознёс надо мной? Поистине, если Ты дашь мне отсрочку до Дня воскресения, я непременно подчиню себе [всё] его потомство, за малым исключением». [Аллах] сказал: «Иди, а воз­даянием — великим воздая­нием! — тем из них, которые последуют за тобой, [и тебе], поистине, послужит Геенна.Побуждай тех из них, кого сможешь, своим голосом, [собирай] против них свою конницу и пехоту, [распоря­жайся] вместе с ними [их] богатствами и детьми и давай им обещания — лишь оболь­щением будет всё, что бы ни пообещал им Шайтан.Поистине, не будет у тебя власти над Моими рабами. Довольно того, что Господь твой является [их] Покрови­телем» (17:61-65).

Аллах Всевышний также сказал:

[Вспомни, как] сказали Мы ангелам: «Падите ниц пред Адамом», и [все] они пали, но не Иблис, [который] был из [числа] джиннов и ослушался веления Господа своего (18:50).

Это значит, что Иблис намеренно не подчинился Аллаху, веление Которого он не выполнил из-за своего упрямства и высокомерия. Это случилось лишь потому, что Иблиса, созданного из пламени, подвела его дурная натура в то время, когда он больше всего нуж­дался в её поддержке. Передают со слов ‘Аиши, да будет дово­лен ею Аллах, что Посланник Аллаха, да будет доволен им Аллах сказал : «Ангелы были созданы из света, джинны — из чистого пламени\ а Адам — из того, о чём вам было сказано»2 [Муслим, № 2996].

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Иблис ни единого мгнове­ния не был ангелом»* [Тафсир Табари, т. 1, с. 179].

Аллах Всевышний сказал:

[Вспомни, как] сказал Господь твой ангелам: «Поистине, Я создам человека из глины.Когда же я придам ему [соразмерный облик] и вдохну в него от Моего духа, падите пред ним ниц».

И пали ниц все ангелы,но не Иблис, который возгордился и стал [одним] из неверных.[Аллах] сказал: «О Иблис! Что помешало тебе склониться до земли пред тем, кого создал Я Своими руками? Ты возгордился или стал [одним] из превозносящихся [над своим Господом]?» [Иблис] сказал: «Я лучше него, [ведь] меня Ты создал из огня, а его — из глины». [Аллах] сказал: «Изыди из [Рая]! Поистине, проклят ты и, поистине, проклятие будет [лежать] на тебе до самого Дня воздаяния!» [Иблис] сказал: «Господь мой, дай мне отсрочку до того Дня, когда они будут воскрешены!»

[Аллах] сказал: «Поистине, ты — из числа получивших отсрочку до Дня, время [наступления] которого определено».Иблис] сказал: «Клянусь величием Твоим, я непременно обольщу их всех,

кроме искренних Твоих рабов из их числа!»[Аллах] сказал: «Клянусь истиной, Я говорю только истину! Я непременно заполню Геенну тобой и теми из них, кто за тобой последует, — всеми!»

(38:71-85).

Аллах Всевышний также сказал:

[Иблис] сказал: «За то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я непременно засяду на Твоём прямом пути [и буду поджидать] их.[Кроме того], я непременно буду являться к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты увидишь, что в большинстве своём они неблагодарны» (7:16-17).

Это значит: из-за того, что Ты ввёл меня в заблуждение, я непременно буду следить за ними и являться к ним со всех сторон. И это значит: счастлив будет тот, кто станет поступать наперекор Шайтану, а тот, кто последует за ним, окажется в бедственном положении. Сообщается, что Сабра ибн Абу аль-Факих сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха Ш сказал: “Поистине, Шайтан сидит на путях [праведных дел, которыми ходит] человек…”» [Ахмад, т. 3, с. 483; Насаи, т. 6, с. 21; Ибн Хиббан, т. 10, с. 453, № 4593; Ибн Абу Шейба, т. 5, с. 293; Табарани, т. 7, с. 6558. Аль-Албани относит этот хадис к числу достоверных].

Ангелы, которые пали ниц перед Адамом (мир ему)

Толкователи разошлись во мнениях о том, кому из ангелов бы­ло велено пасть ниц перед Адамом — всем или только ангелам, находившимся на земле. В большинстве своём они считали, что пасть ниц было велено всем ангелам, поскольку содержание со­ответствующих аятов Корана подразумевает, что речь идёт обо всех. На это указывает и тот хадис, в котором сообщается, что в День воскресения люди скажут Адаму: «.. .и [велел] ангелам склониться пред тобой до земли». Здесь также подразумева­ются все ангелы, а Аллах знает об этом лучше.

Иблис был на небесах

Аллах Всевышний сказал Иблису: «Низвергнись же из [Рая]» (7:13), и Он сказал ему: «Изыди из [Рая]» (7:18). Эти слова указывают на то, что Иблису, который находился на не­бесах, было велено низвергнуться оттуда. Он уподобился ан­гелам благодаря поклонению и повиновению Аллаху, но потом был лишён положения, которое ему удалось занять, и низвер­гнут на землю униженным за высокомерие, зависть и ослуша­ние своего Господа.

Рассказ о сотворении Хаввы, мир ей

Аллах велел Адаму (мир ему)  поселиться в Раю вместе со своей женой.

Аллах Всевышний сказал:

И сказали Мы: «О Адам! Поселись в Раю вместе с женой своей, и ешьте из [плодов]  его вдоволь, когда [и где] пожелаете, но не приближайтесь к этому древу, иначе вы    окажетесь в числе несправедливых» (2:35)

Аллах Всевышний также сказал:

[Вспомни, как] сказали Мы ангелам: «Падите ниц пред Адамом», и [все] они пали, но не Иблис, [который] отказался. И Мы сказали: «О Адам, поистине, это — враг тебе и твоей жене! Да не выведет он вас из Рая, а не то быть тебе несчастным.Поистине, в [Раю] ты не будешь голодать и не останешься нагим, и [там1 не придётся тебе страдать от жажды и зноя» (20:116-119).Из содержания приведенных выше аятов следует, что Хавва была создана до того, как Адам вошёл в Рай, посколь­ку Аллах Всевышний сказал: «И сказали Мы: “О Адам! Поселись в Раю вместе с женой своей…”» На это же яс­но указывает и сообщение Мухаммада ибн Исхака ибн Яса- ра. Мухаммад ибн Исхак также передал, что Ибн ‘Аббас ска­зал: «[Хавва] была создана из самого короткого левого ребра [Адама], когда он спал, а на место [этого ребра] была поме­щена плоть». Подтверждением этих слов служит аят, в кото­ром сказано:О люди! Бойтесь вашего Господа, Который создал вас  из одного человека, и создал из него же пару ему, и рассеял [по земле] множество [родившихся] от них мужчини женщин; бойтесь Аллаха, [именем] Которого вы требу­ете другу друга [соблюдения ваших прав и многого иного]1, и [бойтесь разрыва] родст­венных связей, [ведь], поис­тине, Аллах наблюдает за вами! (4:1).

Аллах Всевышний также сказал:

Он — Тот, Кто создал вас из одного человека и создал из него же его супругу,чтобы он обретал покои, [приходя] к ней. Когда же [Адам] вступил с ней в близость, она понесла лёгкое бремя, [не мешавшее ей] ходить с ним (7:189). Кроме того, передают со слов Абу Хурайры что Послан­ник Аллаха ,да будет доволен им Аллах  сказал: Имеется в виду, что, желая добиться чего-либо, люди говорят друг другу: «Прошу тебя сделать то-то и то-то ради Аллаха».Обходитесь с женщинами хорошо, ведь женщина со­творена из ребра. Наибольшей кривизной отличает­ся верхняя его часть1, и если ты попытаешься выпря­мить [эту часть], то сломаешь её, если же оставишь её в покое, она так и останется кривой2. [Помните же об этом] и всегда обходитесь с женщинами хорошо [Бухари, № 3331; Муслим, № 1468. Здесь приводится вер­сия аль-Бухари].

Древо, приближаться к которому Адаму и его жене, мир ей, было запрещено

Мнения толкователей о словах Всевышнего«но не при­ближайтесь к этому древу» (2:35) разошлись. В Коране не говорится, о каком именно дереве идёт речь, что непремен­но было бы сделано, если бы это могло принести нам поль­зу. То же самое касается и других неясных  мест Корана*.

Рай, в котором находились Адам (мир ему) и его жена, мир ей

Толкователи Корана расходились во мнениях относительно Рая, в который вошёл Адам. Поскольку одни указывали, что Скорее всего, имеется в виду язык.Как указывает Мухаммад ибн ‘Аллян ас-Садики, имеется в виду, что попыт­ки изменить то, что присуще женщине от рождения, могут привести к разры­ву отношений.этот Рай находился на небесах, другие же — что он был на земле, этот вопрос следует рассмотреть подробно.В большинстве своём толкователи считали, что речь идёт о небесном Рае, который послужит вечным пристанищем для его обитателей. Приводя свои доказательства, они ссылались на очевидный смысл различных аятов и хадисов — например, того аята, в котором сказано:И сказали Мы: «О Адам! Поселись в Раю вместе с женой своей…» (2:35).

Здесь слово «Рай» (алъ-джаннат) стоит в определённом состоянии, причём артикль «аль» указывает на определённость упомянутого подразумеваемого1. Другим примером служит то, что Муса сказал Адаму «Почему ты вывел из Рая нас и себя?» [Муслим, № 195].Кроме того, передают со слов Абу Хурайры и Хузай-фы, что Посланник Аллаха , да будет доволен им Аллах сказал:В День воскресения Аллах соберёт людей, и когда Рай приблизится к верующим, они явятся к Адаму и станут говорить: «О отец наш, попроси открыть для нас [врата] Рая! » [На это Адам] скажет: «А разве вывело вас из Рая что-нибудь, кроме греха вашего отца?» [Муслим, № 195].
Указания, которое содержится в этом хадисе, вполне достаточно, чтобы понять, что речь идёт о небесном Рае, который послужит вечным пристанищем для его обитателей.

Иблис нашёптывает Адаму и Хавве, мир ей

Аллах Всевышний сказал: «Шайтан [отвратил] их, [за что] они [были изгнаны] из него» (2:36), то есть из Рая. Если же говорить о словах «и вывел их из [состояния блаженства], в котором они пребывали» (2:36), то имеется в виду состояние блаженства и радости, которого они лишились, оказавшись в обители трудностей и несчастий из-за наущений Шайтана.

Аллах Всевышний сказал:

И Шайтан стал внушать им  [дурное], чтобы показать им их срамные части, которые  [доселе оставались сокрытыми от них. Он сказал им :«Ваш Господь запретил вам [вкушать плоды] этого древа а только для того, чтобы не стали вы ангелами или бессмертными» (7:20).

Это значит: если бы вы вкусили плодов этого древа, то стали бы ангелами или бессмертными.

Аллах Всевышний также сказал:

И он поклялся им: «Поистине, для вас я — [один] из добрых советчиков» (7:21).

В другом аяте сказано:

[Тогда] Шайтан стал нашёптывать ему «О Адам, не указать ли тебе на древо, [плоды которого позволят вам обрести]  бессмертие и вечную власть?» (20:120).

Это значит: не указать ли тебе на древо, вкушение плодов которого позволит тебе навечно сохранить твоё нынешнее блаженство и обрести вечную власть? Иблис обманывал Адама, говоря ему то, что не соответствовало действительности. Возможно, «древо, [плоды которого позволят вам обрести] бессмертие», является тем деревом, о котором упомянул Посланник Аллаха, да будет доволен им Аллах сказав: Поистине, есть в Раю дерево [таких размеров, что] всадник, который будет скакать в его тени сто лет, не [сможет] пересечь её. [Бухари, № 3252; Муслим, № 2826].
Аллах Всевышний сказал:

[Так Шайтан] обманом низвёл их [из Рая]. Когда же они вкусили [плоды этого] древа, [мерзость] их срамных частей открылась им, и они стали [срывать] листья [дру­гого] райского [древа], при­креплять [их друг к другу и возлагать] на себя (7:22).

Об этом же говорится и в другом аяте:

Когда же оба они вкусили [плоды этого] древа, [мер­зость] их срамных частей открылась им, и они стали [срывать] листья [другого] райского [древа], прикреплять [их друг к другу и возлагать] на себя (20:121).

Хавва, мир ей, и древо

Хавва вкусила плодов запретного древа раньше Адама, ко­торого она стала побуждать последовать её примеру, а Аллах знает об этом лучше. Указанием на это служит хадис, в кото­ром со слов Абу Хурайры сообщается, что Пророк,да будет доволен им Аллах:«Если бы не израильтяне, мясо бы не портилось, а если бы не Хавва, то женщины не обманывали бы своих мужей»* [Бухари, № 3330, 3399; Муслим, № 1470].

Одежды Адама мир ему и Хаввы, мир ей

В Торе, которую читают люди Писания, сказано, что отведать плоды запретного древа Хавву соблазнил огромный и прекрасный змей, что же касается Иблиса, то никаких упоминаний о нём там нет. Поддавшись уговорам змея, Хавва отведала запретный плод сама и дала его Адаму мир ему, после чего их глаза открылись, и узнали они, что наги, и сшили листья смоковницы и сделали себе опоясания**.

Таким образом, в Торе говорится, что они были наги. Об этом же сообщает Вахб ибн Мунаббих1, который сказал: «Одеждой им служил свет, [скрывавший] его и её срамные места». Однако то, о чём говорится в Торе людей Писания, является ошибкой и искажением, поскольку в Великом Коране указывается, что одежда у них была:Да не искусит вас Шайтан подобно тому, как извёл он из Рая ваших прародителей, которых он лишил одежд,чтобы показать им их срам-ные части (7:27).
Никакие иные сообщения не могут бьггь основанием для того, чтобы отвергать содержание данного аята, а Аллах знает об этом лучше. Мэай ибн Ка б ф передал, что Посланник Аллаха,да будет доволен им Аллах сказал:Поистине, ваш отец Адам был подобен высокой пальме, [ибо рост его достигал] шестидесяти локтей. [Тело Адама] было обильно покрыто волосами, которые скрывали его срам, когда же он совершил в Раю грех, его срамные части открылись ему, и он покинул Рай. [На пути] ему попалось дерево, [в ветвях] которого [запутался] его хохол, и тогда его Господь обратился к нему: «Неужели ты бежишь от Меня, о Адам?» — [на что] он сказал: «Да, клянусь Аллахом, о Господь мой, [но делать это меня заставляет только] стыд перед Тобой за то, что я совершил» [Ибн Сад, т. 1, с. 31; аль-Хаким, т. 2, с. 262; Ибн ‘Асакир, т. 7, с. 405. Хороший хадис].

Раскаяние прародителей, мир им обоим, и их мольба о прощении

Аллах Всевышний сказал:

И тогда обратился к ним Господь их: «Разве не запретил Я вам [вкушать плоды] этого древа и не сказал вам, что Шайтан — явный враг ваш?» Они сказали: «Господь наш! Мы сами поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь и не помилуешь нас, мы непременно окажемся в числе потерпевших урон!» (7:22—23).

В этих аятах речь идёт о немедленном признании своих ошибок, раскаянии, проявлении покорности и смирения и ощущении потребности во Всевышнем, и, если нечто подобное случится с кем-либо из потомков Адама, это непременно будет иметь для него благие последствия в обоих мирах.

Изгнание Адама мир ему и Хаввы, мир ей, из Рая

Аллах Всевышний сказал:

[Аллах] сказал: «Низвергни­тесь! [Быть] вам врагами друг другу,и будет для вас  на земле местопребывание и удел до [определённого] срока» (7:24)

Эти слова обращены к Адаму, Хавве и Иблису, с которыми, как говорят, находился также змей. Им было велено низвергнуться из Рая в то время, когда они были настроены враждебно по отношению друг к другу. Указанием на то, что вместе с ними находился змей, может служить хадис, в котором со слов Абу Хурайры сообщается: Посланник Аллаха ,да будет доволен им Аллах   велел убивать змей и сказал: «Мы не примирялись со [змеями] с тех пор, как начали воевать С НИМИ» [Абу Давуд, № 5248; Ахмад т. 2, с. 247; Ибн Хиббан № 5644. Достоверный хадис].Аллах Всевышний также сказал:

Он сказал: «Низвергнитесь из [Рая] оба! [Быть] вам врагами друг другу…» (20:123).

Здесь веление обращено к Адаму, который потребовал, чтобы за ним последовала Хавва, и Иблису, который потребовал, чтобы за ним последовал змей. Говорят также, что веление в форме двойственного числа было отдано им всем.

Теперь что касается повторения веления низвергнуться в суре «Корова», где сказано:

Однако, [прельстив Адама  и его жену плодами этого древа], Шайтан [отвратил] их, [за что] они [были изгнаны] ив [Рая], и вывел их из [состояния блаженства], в котором они пребывали. Тогда сказали Мы: «Низвергнитесь! [Быть] вам врагами друг другу» и будет для вас на земле местопребывание и удел до [определённого] срока».И Адам воспринял слова от Господа своего, а [Аллах] принял его покаяние, ведь Он — Приемлющий покаяние, Милосердный. Мы сказали: «Низвергнитесь из [Рая] все!.Если придёт к вам от Меня руководство, те, которые последуют руководству Моему, не испытают  страха и не будут они печалиться;те же, кто не уверует и посчитает Наши знамения  ложью, [окажутся в] Огне  [и останутся там] навечно!»(2:36-39)Некоторые толкователи считали, что в первый раз они должны были низвергнуться из Рая на нижнее небо, а во второй — с нижнего неба на землю. Однако подобное мне­ние следует считать необоснованным, поскольку относитель­но первого веления в Коране сказано: «Тогда сказали Мы: “Низвергнитесь! [Быть] вам врагами друг другу, и будет для вас на земле местопребывание и удел до [определён­ного] срока”» (2:36). Эти слова указывают на то, что они были низвергнуты на землю после первого веления, а Аллах знает об этом лучше.

На самом деле Всевышний Аллах повторил одно и то же веление дважды, но каждый раз это было связано с новым решением. В первом случае это касалось вражды между ни­ми, а во втором — поставленного им условия, согласно кото­рому счастлив будет тот, кто последует руководству Аллаха, а тот, кто воспротивится ему, окажется в бедственном положе­нии. Подобный стилистический приём используется и в других аятах Корана.

Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари сказал:Поистине, после того как Аллах низверг Адама на землю из Рая, Он научил его всем ремёслам и снабдил его райскими плодами. Таким образом, эти плоды, которые у вас есть, являются райскими плодами, однако эти изменяются, а те остаются неизменными1. [Тафсир Табари, т. 1, с. 175. Сообщение с хорошим иснадом].Передают со слов Абу Хурайры что Посланник Аллаха ,да будет доволен им Аллах  сказал:Лучшим из дней, в которые [когда-либо] поднималось солнце, является пятница: в [этот день] был создан Адам, в [этот день] он был введён в Рай и в [этот день] он был удалён оттуда [Муслим, № 854].В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк ,да будет доволен им Аллах   также сказал: 8 [этот день] наступит Час этот»1.

Покаяние Адама

Аллах Всевышний сказал:

И Адам воспринял слова от Господа своего, а [Аллах] при~ нял его покаяние, ведь Он —   Приемлющий покаяние, Милосердный (2:37).

Говорят, что на это же указывается в следующем аяте: Они сказали: «Господь наш! Мы сами поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь и не помилуешь нас, мы непременно окажемся в числе потерпевших урон!» (7:23).

Такого мнения придерживались Муджахид[3], Са’ид ибн Джу- байр[4], Абу аль-‘Алийя[5], аль-Хасан аль-Басри, Катада[6], Му- хаммад ибн Ка’б3, ‘Ата аль-Хурасани[7] и ‘Абд-ар-Рахман ибн Зайд ибн Аслам[8].

Сообщается, что, толкуя слова Аллаха «И Адам воспри­нял слова от Господа своего, а [Аллах] принял его покая­ние» (2:37), Ибн ‘Аббас сказал: Адам сказал: «О Господь мой! Разве Ты не создал ме­ня Своей рукой?» [Ему] было сказано: «Да». [Адам] сказал: «И Ты вдохнул в меня от Своего духа?» [Ему] было сказано: «Да». [Адам] сказал: «И я чихнул, а Ты сказал: “Да помилует тебя Аллах”, и Милость Твоя опе­редила гнев Твой?» [Ему] было сказано: «Да». [Адам] сказал: «И мне было предписано поступать так же?» [Ему] было сказано: «Да». [Адам] сказал: «Скажи, ес­ли я принесу покаяние, вернёшь ли Ты меня в Рай?» — [и Аллах] сказал: «Да» [Тафсир Табари, т. 1, с. 193].

По своему смыслу сообщение Ибн ‘Аббаса соответствует сло­вам Аллаха Всевышнего, Который сказал: «[Так] Адам ос­лушался своего Господа и сбился с пути. Потом Господь [Адама] избрал его, принял его покаяние и указал [ему] правильный путь» (20:121—122).

Спор Адама (мир ему) с Мусой (мир ему)

Передают со слов Абу Хурайры что Пророк (да будет доволен им Аллах ) сказал: Вступив в спор с Адамом Муса (мир ему) сказал ему: «Это ты вывел людей из Рая, совершив грех, и сде­лал их несчастными!» [В ответ на это] Адам сказал: « О Myса! Неужели ты, [человек], которого избрал Аллах, [вверивший ему] Своё послание и говоривший [с ним], порицаешь меня за то, что Аллах предопреде­лил мне, прежде чем Он создал меня?!» Посланник Ал­лаха (да будет доволен им Аллах ) [также] сказал: «И Адам убедил Мусу» [Бухари, № 4738; Муслим, № 2652].

Передают со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба что Посланник Аллаха (да будет доволен им Аллах ) сказал: Муса сказал: «О Господь мой! Покажи нам Адама, который вывел нас и себя из Рая!» [Когда же Аллах] пока­зал ему Адама [Муса] спросил: «Ты ли Адам?» Адам ответил ему: «Да». [Муса] спросил: «Ты ли тот, в кого Ал- лах вдохнул от духа Своего, и перед кем Он [велел] пасть ниц Своим ангелам, и кого Он научил именам всех [ве­щей]?» Адам сказал ему: «Да». [Муса] спросил: «Что же заставило тебя вывести нас и себя самого из Рая?» Адам спросил его: «Кто ты?» Он сказал: «Я — Муса». [Адам] спросил: «Ты ли Муса, пророк израильтян? Ты ли тот, с кем Аллах говорил из-за завесы, не [направив] к те­бе посланника из числа Своих созданий?» [Муса] сказал: «Да». [Тогда Адам] сказал: «И ты порицаешь меня за то, что было предрешено Всемогущим и Великим Аллахом ещё до того, [как Он создал меня]?!» Посланник Алла­ха Ш [также] сказал: «И Адам убедил Мусу, и Адам убе­дил Мусу» [Абу Давуд, № 4702; Абу Я ‘ля, № 243].

Люди по-разному относились к этому хадису. Так, например, кадариты* отвергали его, поскольку в этом хадисе выдвигается положение о предопределении. Что касается джабаритов**, то они использовали этот хадис в качестве аргумента, поскольку, рассказывая о том, как Адам привёл Мусе довод о предопре­делении, Пророк Ш сказал: «И Адам убедил Мусу». По мнению других, Адам убедил Мусу только в том смыс­ле, что тот порицал его за грех, за который он покаялся, а чело­век, принёсший покаяние, подобен тому, кто вообще не совершал ничего греховного. Некоторые другие утверждали, что Адам убедил Мусу, поскольку он был старше его. Кто-то утверждал, что Адам убедил Мусу, поскольку был его отцом. Иные счита­ли, что причиной послужило то, что они придерживались разных религиозных законов. По мнению других, причина заключалась в том, что оба они пребывают в барзахе1, и на них уже не возлага­ется обязанность выполнения положений религиозных законов. Известны многие версии этого хадиса. Некоторые из них передаются по смыслу и являются спорными. Что же касает­ся большинства версий, приводимых в «Сахихах» аль-Буха- ри и Муслима, а также в других сводах хадисов, то в них ука­зывается, что Муса порицал Адама за то, что тот вывел себя и своё потомство из Рая. На это Адам сказал ему: «Я не вы­водил вас, вывел же вас Тот, Кто определил, что вкушение мной плодов этого древа повлечёт за собой изгнание из Рая. Тем, Кто предопределил это ещё до того, как я был создан, является Всемогущий и Великий Аллах, а ты порицаешь ме­ня за то, что не имеет ко мне отношения, если не считать того, что мне было запрещено есть плоды этого древа, однако я вку­сил их. Изгнание из Рая было связано с этим, но я не выво­дил из Рая ни вас, ни себя. Это было предопределено и совер­шено Аллахом и соответствовало Его замыслу». Вот почему Адам убедил Мусу. Следует отметить, что люди, которые объявляли этот ха­дис ложным, поступали так только из упрямства, поскольку он многими путями передаётся со слов Абу Хурайры, в бес­пристрастности и точности которого сомневаться не прихо­дится, а также других сподвижников, да будет доволен все­ми ими Аллах. Что же касается тех, кто пытался давать этому хадису вы­шеупомянутые толкования, то они были далеки от истины как с точки зрения формы выражения мысли, так и по смыслу. На­иболее убедительные аргументы приводили джабариты, одна­ко в силу перечисленных ниже причин их утверждения являют­ся спорными.

  1. Муса (мир ему) не порицает совершившего действие за совер­шение того, за что было принесено покаяние.
  2. Он убил человека, не получив свыше веления убивать его, после чего обратился к Аллаху с мольбой и сказал: «Гос­подь мой, поистине, обидел я самого себя, прости же меня!» (28:16).
  3. Если бы ответом на порицание за грех могли служить ссылки на то, что было предопределено рабу, этим мог бы пользоваться каждый, кого порицают за его действия, в результате чего преступникам невозможно было бы ни воздавать равным (кисас), ни подвергать их установлен­ным Шариатом наказаниям. Если бы предопределение могло служить оправданием, на него ссылался бы каждый, что бы он ни совершил, и это неизбежно привело бы к ужасным последствиям. Вот почему, как указыва­ли некоторые улемы1*, давая такой ответ, Адам хотел сказать, что это бедствие было предопределено, но не оправдывал пред­определением своё ослушание, а Аллах знает об этом лучше.

Хадисы, в которых говорится о сотворении Адама (мир ему)

Передают со слов Абу Мусы что Пророк (да будет доволен им Аллах) сказал: Поистине, Аллах создал Адама из горсти земли, кото­рую Он взял со всей [её поверхности], и поэтому люди получились такими же, как земля: среди них есть белые, красные, чёрные и занимающие промежуточное поло­жение, дурные и хорошие, мягкие, грустные и занима­ющие промежуточное положение [Ахмад, т. 4, с. 400; Абу Давуд, № 4693; Тирмизи, № 2955. Достоверный хадис].

Передают со слов Анаса что Пророк (да будет доволен им Аллах)  сказал: После того как Аллах создал Адама, Он оставил его на [некоторое время, и так продолжалось], сколько Ему было угодно. Тогда Иблис начал ходить вокруг него и, увидев, что внутри [Адам] пуст, он понял, что тот явля­ется таким созданием, которое не способно владеть со­бой [Ахмад, т. 3, с. 152; Муслим, № 2611].

Передают со слов Анаса ибн Малика что Пророк (да будет доволен им Аллах)  сказал: После того как [Аллах] вдунул в Адама [дух] и дух до­стиг его головы, [Адам] чихнул и сказал: «Хвала Ал­лаху, Господу миров», на что Всемогущий и Всеблагой [Аллах] сказал ему: «Да помилует тебя Аллах»[9] [Ибн Хиббан, № 6165. Достоверный хадис].

Передают со слов Абу Хурайры что Пророк (да будет доволен им Аллах) сказал: Поистине, Аллах создал Адама из праха, потом пре­вратил его в глину, потом оставил его, когда же он стал изменившейся грязью, Аллах создал его и придал ему облик. Потом Аллах оставил его, пока он не превра­тился в звучащую глину, подобную [глине] гончарной. Иблис же ходил рядом с ним и говорил: «Ты был со­здан для великого дела!» Потом Аллах вдунул в него от Своего духа, который прежде всего достиг его глаз и ноздрей, и он чихнул. Аллах [внушил Адаму] воз­дать хвалу его Господу, [и когда тот сделал это], Аллах сказал: «Да помилует тебя Господь твой». Потом Ал­лах сказал: «О Адам! Ступай к этим [ангелам], ска­жи им: “Мир вам”, и посмотри, что они станут гово­рить». [Адам] подошёл [к ним] и поприветствовал их, [как ему было велено], они же сказали [ему в ответ]: «И тебе мир, милость Аллаха и Его благословения»1. [Тогда Аллах] сказал: «О Адам, [впредь] тебе и твое­му потомству [следует использовать] эти слова [в ка­честве] приветствия». [Адам] спросил: «О Господь мой, а кто будет моим потомством?» [Тогда Аллах сжал Свои руки и] сказал: «Выбери руку, о Адам». [Адам] сказал: «Я выбираю правую, Господь мой, [хотя] правыми являются обе руки моего Господа». [После этого Аллах] разжал Свою ладонь, и оказа­лось, что на ладони Милостивого находятся все по­томки [Адама]. На устах некоторых из них был свет, и вдруг Адам увидел человека, свет которого привёл его в восторг. Он спросил: «О Господь мой, кто это?» [Аллах] сказал: «Твой сын Давуд». [Адам] спросил: «А сколько [лет] жизни Ты ему определил?» [Аллах] сказал: «Я определил ему шестьдесят лет». [Адам] сказал: «Добавь ему из [лет] моей жизни [столько], чтобы прожил он сто лет», что и было сделано Ал- лахом, Который призвал [ангелов] засвидетельство­вать это. Когда Адам состарился, Аллах послал к нему ангела смерти, и Адам спросил: «Разве мне не оста­лось жить ещё сорок лет?» [На это] ангел сказал ему: «А разве ты не подарил [эти годы] твоему сыну Даву- ду?» Однако [Адам] отрёкся от этого, как отреклись и его потомки, и забыл [об этом], как забыли и его по­томки [Абу Я’ля, № 6580; Тирмизи, № 3076; Ибн Хиббан, № 6167; аль-Хаким, т. 1 с. 64].

Передают со слов Абу ад-Дарды что Пророк (да будет доволен им Аллах) сказал: Создав Адама в своё время, Аллах ударил его по пра­вому плечу и извлёк оттуда его белых потомков, подоб­ных жемчугу. [Потом] Он ударил его по левому плечу и извлёк оттуда его чёрных потомков, подобных углю*, после чего сказал тем, кто находился справа от [Ада­ма]: «[Вы войдёте] в Рай, и Я не буду обращать внима­ние [на то, что вы совершали]». Тем же, кто был в ле­вом плече [Адама], Он сказал: «[Вы войдёте] в Огонь, и Я не буду обращать внимание [на то, сколько вас бу­дет]» [Ахмад, т. 6, с. 441; Баззар, № 2144].

Передают со слов Абу Хурайры что Пророк (да будет доволен им Аллах)  сказал: Аллах создал Адама, рост которого равнялся шес­тидесяти локтям, а потом сказал [ему]: «Иди, поприветствуй этих ангелов и послушай, как они поприветствуют тебя, [и да будет это отныне] тво­им приветствием и приветствием твоих потомков»1. И [Адам] сказал: «Мир вам», они же ответили [ему]: «Мир тебе и милость Аллаха», добавив [к его при­ветствию слова] «и милость Аллаха». Каждый из тех, кто войдёт в Рай, будет напоминать Адама**, что же касается людей, то [со времени сотворения Адама] и до сих пор они продолжают уменьшаться [в разме­рах]* [Бухари, № 3326; Муслим № 2841].

Муслим ибн Ясар аль-Джухани передал, что, когда ‘Умара ибн аль-Хаттаба спросили о смысле аята, [в котором сказано]: « И вот Господь твой извлёк из [потомков] Адама, из чресел их, их потомство и взял с них свидетельство о них самих, [спросив]: “Разве Я не Господь ваш?” Они сказали: “Да, мы свидетельствуем”» (7:172), ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал, что он слышал, как об этом же спросили Посланника Алла­ха (да будет доволен им Аллах)  который сказал: Поистине, создав Адама Аллах потёр его чресла Сво­ей правой рукой и извлёк из них [его] потомство, после че­го сказал: «Я создал этих для Рая, и они будут совершать дела обитателей Рая». [Потом] Он потёр его чресла, из­влёк из них [его] потомство и сказал: «Я создал этих для Огня, и будут они совершать дела обитателей Огня». [‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал]: [Услышав эти слова], один человек спросил: «О Пос­ланник Аллаха, так зачем же совершать [благие] де­ла?» [В ответ на это] Посланник Аллаха Щ, сказал: « Ее- ли Аллах создал раба для Рая, Он будет [направлять] его к делам обитателей Рая, пока тот не умрёт, совершая одно из [таких] дел, с которым и войдёт в Рай. Если же Аллах создал раба для Огня, Он будет [направлять] его к делам обитателей Огня, пока тот не умрёт, совершая одно из [таких] дел, с которым и войдёт в Огонь» [Му- ватта, т. 2, с. 898; Ахмад, т. 1, с. 44; Абу Давуд, № 4703; Тир- мизи, № 3075].

Обет и требование принести свидетельство единобожия

Все приведенные выше хадисы указывают на то, что Ал­лах Всевышний извлёк из чресел Адама его потомство в ви­де частиц, и что все его потомки были разделены на две час­ти — правую и левую, после чего Аллах Всевышний сказал: «Эти [войдут] в Рай, и Я не буду обращать внимание [на то, что вы совершали], эти же [войдут] в Огонь, и Я не буду обращать внимание [на то, СКОЛЬКО их будет]» [Ахмад, т. 4, с. 186; Ибн Хиб­бан, № 338, аль-Хаким, т. 1, с, 31]. Достоверных хадисов, в которых говорилось бы о требо­вании принести свидетельство единобожия, не имеется. Что же касается толкования того аята из суры «Ограды», согласно ко­торому речь в нём идёт об этом, то оно является спорным1. Передают со слов Ибн ‘Аббаса что Пророк (да будет доволен им Аллах) сказал: Поистине, Аллах взял обет [с потомства] Адама (мир ему), которое Он извлек из его чресел в На’ мане . Он извлек из его чресел всех его потомков, созданных им, и рассе­ял их перед Собой, подобно частицам, после чего обра­тился к ним, [о чём в Коране сказано так]: «И вот Гос­подь твой извлёк из [потомков] Адама, из чресел их, их потомство и взял с них свидетельство о них са­мих, [спросив]: “Разве Я не Господь ваш?” Они ска­зали: “Да, мы свидетельствуем”. [Это для того], что­бы не говорили вы в День воскресения: “Поистине, мы никогда об этом не ведали!” $ Или [чтобы] не Как указывает шейх аль-Албани, это мнение Ибн Касира ошибочно. Имеется в виду ‘Арафат. говорили вы: “Прежде многобожниками были наши прародители, мы же — потомки, которые появились после них, так неужели Ты погубишь нас за то, что творили лжецы?» (7:172—173) [Ахмад, т. 1, с. 272; Насаи, т. 4, с. 440; Тафсир Табари, т. 6, с. 110, № 15349; аль-Хаким, т. 2, с. 544].

Улемы, считавшие, что с потомков Адама был взят обет, в боль­шинстве своём ссылались также на хадис Анаса ибн Малика, в котором сообщается, что Посланник Аллаха (да будет доволен им Аллах)  сказал: В День воскресения человека из числа обитателей Ог­ня спросят: «Будь у тебя всё, что есть на земле, от­дал бы ты это, [чтобы избавиться от мук]?» Тот вос­кликнет: «Да!» [Тогда Аллах] скажет: «Когда ты был ещё в чреслах Адама, Я хотел [добиться] от тебя того, что меньше этого, — не поклоняться никому наряду со Мной, но ты отказался [и настоял на своём] многобо­жии!» [Бухари, № 3334; Муслим, № 2805].

Покаяние Адама (мир ему) заставило Иблиса скорбеть

Ранее уже указывалось, что, когда Аллах велел ангелам пасть ниц пред Адамом, все они подчинились Его велению, Иблис же отказался из зависти и враждебности по отношению к Ада­му. За это Аллах изгнал Иблиса, удалил его от Себя и низверг его на землю, прокляв его. Передают со слов Абу Хурайры что Посланник Аллаха (да будет доволен им Аллах)   сказал: Когда сын Адама читает [суру, в которой упоминается] о земном поклоне, и совершает земной поклон, Шайтан удаляется [от него], плача и восклицая: «О горе! Сы­ну Адама было велено пасть ниц, и он пал, за что его [ждёт] Рай. Мне также было велено пасть ниц, но я от­казался, и [теперь] меня [ждёт] Огонь!» [Муслим, № 81].

Сколько времени Адам (мир ему) пробыл в Раю

После того как Адам был поселен в Раю, он стал жить там вместе со своей женой Хаввой, мир им обоим. Там Адам и Хавва ели вдоволь, где хотели, вкусив же плодов запретного дре­ва, они были лишены одежды, которая на них была, и низверг­нуты на землю. Ранее мы уже упоминали о расхождениях во мнениях от­носительно того места на Земле, куда они были низвергну­ты. Среди улемов не было единого мнения также ни о разме­ре жилища Адама в Раю, ни о том, рождались ли там у Адама и Хаввы дети*. Известны упоминания о том, что при каждых родах Хавва рожала мальчика и девочку, и Адам велел каждому сыну жениться на сестре его брата, тогда как на сестре-близнеце ему жениться не разрешалось.

Рассказ о сыновьях Адама Кабиле и Хабиле

Аллах Всевышний сказал: И прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама.Вот оба они принесли жертву,и [жертва] одного из них была принята, а [жертва] другого принята не была. [Тогда] он сказал: «Я непременно убью тебя». [Другой же] ска­зал: «Поистине, Аллах при­нимает [жертвы] только от бо­гобоязненных. [Даже] если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я не стану протягивать руку, чтобы убить тебя. Поис­тине, я боюсь Аллаха, Господа миров! Поистине, хочу я, чтобы ты понёс [бремя и] моего греха, и твоего и оказался [одним] из обитателей Огня, [ибо] такое воздаяние [уготовано] несправедливым». Тогда его душа [побудила] его к убийству собственного брата, и он убил его и ока­зался одним из потерпевших ущерб. После этого Аллах послал ворона, который стал разгре­бать землю, чтобы показать ему, как спрятать тело покой­ного брата. Он же восклик­нул: «Горе мне! Неужели не смогу я уподобиться этому ворону и спрятать тело моего брата?» и стал он [одним] из сожалеющих (5:27-31).

Когда один брат стал угрожать другому убийством, тот ска­зал ему: «[Даже] если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я не стану протягивать руку, чтобы убить те­бя. Поистине, я боюсь Аллаха, Господа миров!» Это ука­зывает на то, что он отличался добрым нравом, страшился Аллаха Всевышнего и стыдился отвечать своему брату злом на зло. Здесь уместно привести хадис Абу Бакры кото­рый сказал: [Услышав, как] Посланник Аллаха (да будет доволен им Аллах)   сказал: « Если два мусульманина сойдутся [в бою, скрестив] свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в Аду», [лю­ди стали] спрашивать: «О Посланник Аллаха, [будет справедливо, если в Ад попадёт] убивший, но поче­му же [там окажется] и убитый?» Он ответил: «Ведь и он хотел убить своего товарища» [Бухари, № 31; Мус­лим, № 2888]. Слова «Поистине, хочу я, чтобы ты понёс [бремя и] мое­го греха, и твоего и оказался [одним] из обитателей Огня, [ибо] такое воздаяние [уготовано] несправедливым» означа­ют: я не намерен сражаться с тобой, даже если я сильнее тебя, а ты решился на то, на что решился. Слова «чтобы ты понёс [бремя и] моего греха, и твоего» означают: чтобы ты понёс и бремя греха за моё убийство, и бремя других грехов, совер­шённых тобой прежде. Так считали Муджахид, ас-Судди[10], Ибн Джарир ат-Табари[11] и многие другие.

Здесь не имеется в виду, что бремя грехов убитого будет возложено на убийцу только потому, что он совершил убийст­во, как полагают некоторые. Напротив, Ибн Джарир указыва­ет, что все улемы придерживались противоположного мнения. Что же касается хадиса, на который ссылаются невежест­венные люди и в котором сообщается, что Пророк (да будет доволен им Аллах)    сказал: «Убийца не оставляет на убитом [им человеке] ни одного гре­ха», то он не имеет под собой никаких оснований и не приво­дится ни в одном из сводов хадисов ни с достоверным, ни с хо­рошим, ни со слабым иснадом*

. Вместе с тем, по единодушному мнению улемов, в День воскресения некоторые убитые потребуют у своих убийц воз­мещения, и может случиться так, что добрых дел убийцы не хватит, чтобы рассчитаться за свой грех. Тогда ответственность за дурные дела убитого будет возлагаться на убийцу, о чём со­общается в достоверном хадисе, где говорится о различных проявлениях несправедливости**, величайшей из которых яв­ляется убийство, а Аллах знает об этом лучше. Сообщается, что во время смуты, случившейся в правле­ние ‘Усмана ибн ‘Аффана***, Са’д ибн Абу Ваккас сказал: Свидетельствую, что Посланник Аллаха (да будет доволен им Аллах)   сказал: «Поистине, случится смута, во время которой сидя­щий будет лучше стоящего, стоящий — лучше идущего, а идущий — лучше стремящегося[12]». [Са’д] сказал [‘Ус- ману]: «Скажи, а если [кто-нибудь] войдёт в мой дом и протянет [ко мне] руку, чтобы убить меня?» Он ска­зал: «Будь как сын Адама[13]» [Ахмад, т. 1, с. 169; Абу Да- вуд, № 4257; Тирмизи, № 2194. Достоверный и удовлетворя­ющий условиям Муслима хадис].

Передают со слов Хузайфы ибн Ямана, что [‘Усман] сказал: «Будь как лучший из двух сыновей Адама». Подобные сообщения приводят также Муслим, ат-Тир- мизи, Абу Давуд и Ибн Маджа. Что же касается другого сына Адама3, то о нём говорится в другом хадисе. Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Мас’уда что Посланник Аллаха (да будет доволен им Аллах)    сказал: Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Ада­ма обязательно ляжет часть [бремени греха за проли­тую] кровь, ибо начало убийствам положил он [Бухари, № 3335; Муслим, № 1667; Ахмад, т. 1, с. 383; и др.].

На горе Касьюн, которая находится к северу от Дамаска, есть пе­щера, именуемая Пещерой крови. Она известна как место, воз­ле которого Кабиль убил своего брата Хабиля. Так говорят люди Писания, а Аллах лучше знает о том, насколько это верно[14]. Аллах Всевышний сказал: «После этого Аллах послал во­рона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать тело покойного брата. Он же воскликнул: “О,гope мне! Неужели не смогу я уподобиться этому ворону и спря­тать тело моего брата?” И стал он [одним] из сожалеющих». Некоторые толкователи говорили, что, убив Хабиля, Кабиль взвалил его себе на спину и нёс, пока Аллах не послал к не­му двух воронов, которые начали сражаться между собой. Через некоторое время один из них убил другого, спустился на землю и стал разрывать её, а потом бросил тело убитого ворона в яму и закопал его. Увидев это, «он воскликнул: “О,гope мне! Неуже­ли не смогу я уподобиться этому ворону и спрятать тело мое­го брата?” И стал он [одним] из сожалеющих». После этого он последовал примеру ворона и предал тело брата земле. Говорят также, что Кабиль понёс наказание в тот же день, когда он убил своего брата, что послужило ему суровой карой за его грех, несправедливость и зависть по отношению к брату. Передают со слов Абу Бакры что Посланник Алла­ха (да будет доволен им Аллах)    сказал: Нет греха, который в большей мере, чем притеснение и разрыв родственных связей, достоин наказания уже в этом мире наряду с тем, что ждёт каждого, кто его со­вершит, в мире ином [Бухари 2, № 29; Ахмад, т. 5, с. 36; Тирмизи, № 2511; Абу Давуд, №4902; Ибн Маджа, № 4211. Достоверный хадис].

После этого количество людей увеличилось, и они расселились по земле, о чём в Коране сказано так: О люди! Бойтесь вашего Господа,, Который создал вас  одного человека, и создал из него же пару ему, и рас­сеял [по земле] множество [родившихся] от них мужчин и женщин; бойтесь Аллаха, [именем] Которого вы требу­ете друг у друга [соблюдения ваших прав и много иного], и [бойтесь разрыва] родст­венных связей, [ведь], поис­тине, Аллах наблюдает за вами! (4:1).

Адам, мир ему и Хавва, мир ей, не впадали в многобожие

Аллах Всевышний сказал: Он — Тот, Кто создал вас из одного человека и создал из него же его супругу, чтобы  он обретал покой, [приходя] к ней. После того как [Адам] вступил с ней в близость, она  понесла лёгкое бремя, [не мешавшее ей] ходить с ним., Когда [ноша] стала тяготить [её], оба они воззвали к Ал­лаху, своему Господу: «Поис­тине, если Ты даруешь нам праведного ребёнка, мы непре­менно будем благодарны!» Когда же Он даровал им пра­ведного ребёнка, они придали Ему сотоварище и в том, что даровал им Он, [однако] Аллах [намного] выше всего, что они придают Ему в сото­варищи! (7:189-190).

Сначала здесь упоминается об Адаме, но в дальнейшем речь идёт не об Адаме и Хавве, а о людях вообще. Подобные приё­мы используются и в других аятах Корана.

Так, например, Аллах Всевышний сказал:

Мы создали человека  из квинтэссенции глины, потом поместили его в виде капли семени в надежное место2 (23:12-13).

Аль-Хасан [аль-Басри] передал со слов Самуры, что Про­рок (да будет доволен им Аллах)     сказал: Когда Хавва забеременела, Иблис стал ходить вокруг неё. Прежде её дети не выживали, и он сказал [ей]: «Назови его ‘ Аб д – аль – Харис*, и он выживет». Тогда по внушению и велению Шайтана она назвала его ‘ Абд- То есть из субстрата, основой которого является глина. Имеется в виду чрево матери. аль-Харисом, и он [действительно] выжил [Ахмад, т. 5, с. 11; Тирмизи, № 3077; и др. Слабый хадис].

Следует помнить, что Аллах Всевышний создал Адама и Хавву, чтобы распространить от них множество мужчин и жен­щин, так почему же в этом хадисе сообщается, что у Хаввы не выживали дети мужского пола, если он передан верно? Кроме того, Адам и Хавва были более богобоязненными, чем об этом сообщается, ведь Адам — отец людей, которого Аллах создал Своей рукой, и вдохнул в него от Своего духа, и велел Своим ангелам пасть ниц пред ним, и научил его именам всех вещей, и поселил его в Раю.

Сообщается, что Абу Зарр сказал: [Однажды] я спросил: «О Посланник Аллаха, сколько [всего было] пророков?» Он сказал: «Сто двадцать четыре тысячи». Я спросил: «О Послан­ник Аллаха, а сколько среди них было посланни­ков?» Он сказал: «Триста тринадцать — большое количество». Я спросил: «О Посланник Алла­ха, а кто из них был первым?» Он сказал: «Адам». Я спросил: «О Посланник Аллаха, [он был] проро­ком, посланным [к людям]?» Он сказал: «Да. Ал­лах создал его Своей рукой, потом вдохнул в него от Своего духа, а потом придал ему соразмерный об­лик» [Ибн Хиббан, № 361; Ахмад, т. 5, с. 178; Насаи и др. Достоверный хадис].

В хадисе о ночном путешествии сообщается, что, когда Пос­ланник Аллаха (да будет доволен им Аллах)     проходил мимо Адама который нахо­дился на нижнем небе, Адам (мир ему) сказал: «Добро пожаловать праведному пророку и праведному сыну!» Пророк (да будет доволен им Аллах)     сказал: Мы поднялись на низшее небо и увидели сидящего че­ловека, справа и слева от которого находилось множест­во людей, и когда этот человек смотрел направо, он смеялся, а когда смотрел налево, плакал. [Увидев ме­ня], он сказал: «Добро пожаловать праведному про­року и праведному сыну!» Я спросил Джибрила: «Кто это?» Он ответил: «Это Адам, а множество людей, стоящих справа и слева от него, — это души его по­томков. Стоящие справа попадут в Рай, а стоящие сле­ва окажутся в Аду, и [поэтому] он смеётся, когда смот­рит направо, и плачет, когда смотрит налево» [Бухари, № 349; Муслим, № 163]. В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщает­ся, что Пророк (да будет доволен им Аллах)     сказал: «Я прошёл мимо Юсуфа, и оказалось, что ему была дарована половина красоты» [Муслим, № 162].

Как считали некоторые улемы, это значит, что он обладал половиной красоты Адама Подобное толкование следует считать приемлемым, поскольку Аллах создал Адама, и при­дал ему образ Своей рукой, и вдохнул в него от Своего духа, а Аллаху пристало создавать только наиболее прекрасное. Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр и Ибн ‘Умар говорили: Когда Аллах Всевышний создал Рай, ангелы стали го­ворить: «О Господь наш, [отдай] это нам, ведь для сы­нов Адама Ты создал мир дольний, в котором они будут есть и пить». [На это] Аллах Всевышний ска­зал: «Клянусь Своим всемогуществом и величием, Я не приравняю праведных потомков того, кого Я со­здал Своей рукой, к тем, кто возник, когда я сказал: “Будь”» [Дарими. Слабое сообщение*]. Передают со слов Абу Хурайры что Посланник Аллаха (да будет доволен им Аллах)    сказал: «Поистине, Аллах создал Адама по образу Свое­му»** [Бухари, № 2559; Муслим, № 261]. Улемы высказывали разные мнения о смысле этого хадиса. Здесь мы не можем го­ворить на эту тему подробно, а Аллах знает об этом лучше.

Упоминание о кончине Адама (мир ему) и завете, который он дал своему сыну Шису (мир ему)

Слово шис переводится как ‘дар Аллаха’. Адам и Хавва на­звали его так потому, что он был дарован им после убийства Хабиля. Когда Адам умер — а это было в пятницу, — ан­гелы по велению Всемогущего и Великого Аллаха принесли для него из Рая благовония и саван и выразили его сыну своё соболезнование. Сообщается, что ‘Утти, то есть Ибн Дамра ас-Са’ди, сказал: [Однажды] я увидел в Медине какого-то старца, кото­рый беседовал [с людьми], и стал расспрашивать о нём. [Мне] сказали: «Это — Убай ибн Ка’б1». [Убай] ска­зал: «Поистине, когда к Адаму пришла смерть, он ска­зал своим сыновьям: “О сыны мои! Я хочу [отведать] плодов Рая”, и они отправились искать для него [эти плоды]. Их повстречали ангелы, которые несли с собой саван [Адама] и благовония для него, а также мотыги, Убай ибн Ка’б — один из видных сподвижников Пророка it. лопаты и корзины из пальмовых листьев. [Ангелы] ска­зали им: “О сыны Адама! Чего вы хотите и что ищете? (или: Чего вы хотите и куда направляетесь?)” Они от­ветили: “Наш отец заболел и захотел плодов Рая”. [Ан­гелы] сказали им: “Возвращайтесь, ибо ваш отец уже умер”. После этого [ангелы] явились [в жилище Ада­ма]. Увидев [ангелов], Хавва узнала их и [подошла] к Адаму, который сказал: “Оставь меня, ибо ко мне уже пришли! Дай распорядиться мной ангелам моего Все­могущего и Великого Господа”. После этого они взяли [Адама], обмыли его, завернули в саван, умастили бла­говониями, выкопали для него яму, устроили могильную нишу, совершили по нему заупокойную молитву, потом поместили его в могилу и уложили [тело в могильную нишу], потом засыпали его [землёй], а потом сказали: “О сыны Адама! [Вы должны следовать] этому обы­чаю”» [Ибн Са’д, т. 1, с. 33; Ибн ‘Асакир, т. 7, с. 455; и др. Достоверное сообщение].

Хавва, мир ей, умерла после Адама (мир ему)

Улемы разошлись во мнениях относительно места погре­бения Адама, а также продолжительности его жизни. В хадисе, передаваемом со слов Ибн ‘ Аббаса и Абу Хурайры и отно­сящемся к категории марфу’*, сообщается, что срок его жизни составил тысячу лет, что было записано на Хранимой Скрижа­ли1. В Торе сказано, что Адам прожил девятьсот тридцать лет, но это не может служить убедительным доводом, поскольку, если слова людей Писания противоречат известной нам истине, которую мы узнали от непогрешимого Пророка (да будет доволен им Аллах) , их сле­дует отвергать. Кроме того, слова людей Писания можно совместить с тем, о чём говорится в вышеупомянутом хадисе. Если это место Торы не подверглось искажению, можно предположить, что речь идёт о продолжительности пребывания Адама на зем­ле после того, как он был низвергнут из Рая, то есть о девяти­стах тридцати солнечных годах, что соответствует девятистам пятидесяти семи годам лунным. К этому следует добавить со­рок три года, которые, как сообщает Ибн Джарир ат-Табари, Адам провёл в Раю, что и составит в сумме тысячу лет.

 Из Книги Ибн Касира :Рассказы о Пророках


[1] Мухаммад ибн Сирин (655—732) — один из наиболее авторитетных по­следователей, отличавшийся крайним благочестием.

[2] Вахб ибн Мунаббих (34—114 гг. х. / 655—733) — известный последова­тель, передававший хадисы со слов Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры

[3] Муджахид ибн Джабр (642—722) — толкователь мекканской школы, ученик Ибн ‘Аббаса.

[4] Абу ‘Абдуллах Са’ид ибн Джубайр аль-Асади (665—714) — ку- фийский толкователь Корана и мухаддис, ученик Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара.

[5] Абу аль-‘Алийя Рафи’ ибн Михран ар-Раяхи (ум. в 709 или 712 г.) — басрийский чтец и толкователь Корана, ученик Ибн ‘Аббаса, Зай- да ибн Сабита, Убаййя ибн Ка’ба и Ибн Мас’уда.

[6] Катада ибн Ди’ама (680—736) — басрийский толкователь Корана и мухаддис.

[7] Ибн Майсара ‘Ата ибн Муслим аль-Хурасани (670—752) —тол­кователь Корана, живший в Иерусалиме.

[8] ‘Абд-ар-Рахман ибн Зайд ибн Аслам (ум. до 809 г.) — сын мединского толкователя Зайда ибн Аслама (ум. в 753 г.).
[10] Исма’ил ибн ‘Абд-ар-Рахман ас-Судди (ум. в 745 г.) — последова­тель и знаток Корана родом из Куфы, ученик Ибн ‘Аббаса.

[11] Абу Джа’фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (ум. в 923 г.) — знаменитый историк и толкователь Корана.

[12] То есть стремящегося разжечь смуту или принять в ней участие.

[13] То есть как Хабиль.

[14] То же самое относится и к именам сыновей Адама. Они известны нам толь­ко со слов людей Писания, однако никаких достоверных сообщений об этом не имеется.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwaa.com

(5209)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Close