С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Нет сомнения, что пост в день ‘Арафа является благим делом, о котором посланник Аллаха, да благословит Аллах и приветствует, сказал:
«Пост в день ‘Арафа служит искуплением грехов прошлого и настоящего года». (хадис привел имам Муслим, 1162)
В этом хадисе указание на желательность поста, на его достоинство.
Тем же кто совершает хадж в день ‘Арафа предписано не поститься, т.к. сам посланник Аллаха, да благословит Аллах и приветствует, не постился в этот день.
Умм Фадль рассказывала:“В день стояния на горе ‘Арафа у людей возникли сомнения относительно того, постился пророк, да благословит Аллах и приветствует, или нет, и тогда я отнесла ему питье, и он выпил его”. (хадис приводит имам Бухари, 1658)
‘Икрима рассказывал: “Однажды я зашел к Абу Хурайре и спросил его о посте в день ‘Арафа, совершающим Хадж, и он сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал соблюдать пост в день ‘Арафа тем, кто совершал Хадж”. (приводят сообщение имам Ахмад, 2/304, абу Дауд, 2440 и другие, достоверность его подтвердили ибну Хиббан, ибну Хузейма, аль-Хаким, аз-Захаби, Ахмад Шакир)
Сообщается так же, что ‘Умар, Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас так же порицали соблюдение поста в день ‘Арафа совершающими Хадж. (см. «сунан аль-кубра» имама ан-Насаи, 2823, 2824, так же «аль-мусаннаф», абдуРраззака, 7820)
Имам аз-Захаби говорил: “Кто из паломников будет поститься в день ‘Арафа, несмотря на то, что ему известно о запрете на это и того, что пророк, да благословит Аллах и приветствует, во время Хаджа не постился в день ‘Арафа, как и его сподвижники, то из того, что нам известно, это то, что он не будет вознагражден за это”. (см. “ас-сияр” 10/684)
Из этого становится ясным, что пост в день ‘Арафа является желательным деянием, однако запрещен тем кто совершает Хадж согласно доводам.
Что же делать когда пост выпадает на субботу, как это произошло в этом году, в году 1432 по хиджре (2011 по христианскому летоисчислению), ведь есть хадис в котором пришел на запрет поста в субботу ?
Разберем этот вопрос опираясь на дискуссию по этому вопросу, которая была между шейхом Альбаний, рахимаху Ллах, и шейхом ‘абдуль-Мухсин аль-Аббадом, хафизаху Ллах.
Шейх ‘абдуль-Мухсин:
“Кто так же из учёных понимал, что нельзя поститься в субботу добровольным постом, даже если он будет присоединен к джум’а ?”
Шейх Альбаний:
“Если вы принимаете передатчика хадиса, кот. передал хадис, как учёного, то ответ “да””.
Шейх ‘абдуль-Мухсин:
“Нет, есть кто-то еще, помимо передатчика хадиса ?”
Шейх Альбаний:
“Я вам говорю передатчик хадиса, сахабий !”
Шейх ‘абдуль-Мухсин:
“Сахабий не сказал, что понимает хадис таким пониманием как ваше”.
Шейх Альбаний:
“Что же он сказал ?!”
Шейх ‘абдуль-Мухсин:
“Может он просто передал хадис, включая понимание, что этот хадис можно совместить с хадисом Джуэйрия (где суббота присоединяется к джум’а)”.
Шейх Альбаний:
“Нет, это не так ! Я имею в виду совсем другое.А это то, что он сказал: “Тот, кот. будет поститься в субботу, нет ему поста и нет ифтара (т.е. награды ни за то ни за другое) !…”
По-моему это был сахабий, абдуЛлах ибну Буср. Так же шейх упомянул, что это мнение было среди ранних и поздних ученых.
Далее шейх сказал:
“И сахабий этими словами сравнил пост в субботу с постом “дахр” (непрерывным), а пост “дахр” отвергнут…”
Из этого диалога мы видим так же что мнение о запрете добровольного поста в субботу подкрепляется мнением сподвижника.
Из слов Шейха аль-Албани: “Нельзя вообще поститься по субботам, за исключением поста, который является обязательным”, выходит, что в случае выпадения дней Арафы и Ашуры на субботу, поститься нельзя, следовательно можно лишиться той награды, которая обещана за пост в эти дни?
И учёные, кот. разрешают, говорят что тут указание на дозволенность поста в субботу, если он связан с постом в пятницу или в воскресенье, а не отдельно только в субботу.
Об этом много раз упоминал шейх ‘абдуль-Мухсин, хафизахуЛлах.
Поэтому мы имеем запрет (нахьюн или хазр) и имеем дозволенность (мубах), как считает вторая сторона.
Однако есть такое правило в фикхе: “нахьюн мукаддимун ‘аляль-мубих” – запрет стоит выше (впереди) мубаха !!!
И оставить пост в субботу ради Аллаха, как пришло в хадисе, ближе к избежанию запрещенного:
«Тому, кто откажется от чего-либо исключительно ради Аллаха, Всевышний возместит более лучшим».
Вопрос: Я всего лишь хочу найти ответ, может это у меня шубха (сомнение) такая, но..
Почему мы не можем сделать так что, запрет на субботу это общий (‘ам), а хадис Джууейри исключающий (хъас), который исключает ?
Или же то что пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в субботу и воскресенье, тем самым любил отличаться от мушриков?
Это немного похоже на запрет намаза после молитвы ‘аср, который является ‘ам, на что есть конкретизация. Хотя другая сторона считает иначе, что это наоборот.
И если бы были исключения кроме этого, что несомненно посланник Аллаху указал бы на это.
«Если бы существовали иные исключения, они заслуживали бы упоминания и разъяснения в хадисе больше, чем исключение, касающееся обязательного поста, потому что мысль о том, что обязательный пост является исключением, приходит в голову скорее, чем мысль о том, что пост в субботу вместе с предыдущим или последующим днём является исключением. Таким образом, упомянутое исключение является указанием на то, что других исключений из этого правила не существует, и это очевидно»…..И далее….
Это из книги шейха ‘Ауайша.
Далее шейх Альбаний, рахимахуЛлах, разделили там на три категории мнений в этом вопросе, и сказал в конце третьего мнения:
“Тот, кто не постится в субботу, за исключением обязательного поста, не противоречит ни одному из этих категорий. Это согласуется с известным в основах фикха правилом:
«Запрещающее предпочитается разрешающему».
Что касается хадиса, кот. ты имеешь в виду:
«Или же то что пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в субботу и воскресенье, тем самым любил отличаться от мушриков ?»
То в отношение него достоверности были большие разногласия. И если мы посмотрим, то внешне он противоречит запрету о добровольных постах в субботу.
1. Если мы говорим о исключении, то те другие исключения делает разве кто-то другой ? Они же тоже от посланника Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям). Разве саллаллаху алейхи уа саллям не указал это в других хадисах?
Разве существует такое условие, что все исключения должны быть оговорены лишь в самом одном хадисе ? Ведь он может разъяснить это в разных отдельных хадисах.
И подобных моментов, где разъясняется положения чего-то в разных хадисах, очень много, к чему можно привести пример запрета намаза после ‘Аср. Таких примеров много в фикхе. Нельзя же ограничиться только одним хадисом. Надо собрать все хадисы, относящиеся к данной теме и стараться не отвергать не один из них лишь на основании того, что они якобы выглядят противоречиво внешне.
2. Тот, кто не будет поститься в субботу он будет противоречит к другим нескольким хадисам, где указывается дозволенность поста в этот день вместе с соблюдением его наряду с соседним днем. А эти хадисы достоверные. И последовательно, он может упустить такие великие посты как пост Арафа и другие.
3. Правило: «Запрещающее предпочитается разрешающему» оно ведь используется тогда, когда невозможно совместить два текста, а до этого правила стоит правило: «Совмещение предпочитается противопоставлению».
И если собрать ВСЕ хадисы и внимательно присмотреться к каждому из них, то инша Аллах они совместимы друг с другом. Если будем принимать хадисы, где указывается дозволенность поста (а они являются сахих), то инша Аллах поймем, именно на что идет запрет. И здесь будет уместнее правило «Совмещение предпочитается противопоставлению».
Так ли это ?
1. Что касается исключений, то исключения пришли именно в самом хадисе. Если бы был просто запрет, то мы бы искали исключения и сопоставляли хадисы, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тот, кто седлал исключение, сделал его именно в самом хадисе, усилив при этом обязательностью разговения.
Он, тот, кто делает исключения, да благословит его Аллах и приветствует.
Что касается хадиса о посте в джум’а, то там так же был запрет, и исключением ему есть хадис Джуэйрия, в кот. говориться о связи с днем ранее или днем позже. Это исключение для джу’ма.
Однако для субботы не было такого исключения.
Да, нельзя ограничиваться только одним хадисом и не рассматривать другие. Так вот мы и стараемся объединить, собрать хадисы.
2. Противоречие другим хадисам.
Что касается, например, мнение о том, что запрет на пост в субботу связан именно с уединением его (инфирад).
Однако, как сказал шейх Альбаний, такая связь не устойчивая. Почему ?
Вот если праздник выпадает на субботу, а день ‘Арафа на джум’а, разве дозволит кто-то из ‘уляма поститься в день ‘Арафа, связывая этот пост с постом в субботу ?! Ответ: «нет».
Потому, что пост в ‘ийд харам, запретил его сам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Так же и суббота. Такой же запрет, да еще с усилением
“Та’лиль биль-инфрад лейса салиман”
Что касается примера с молитвой ‘Аср в первом вопросе, то запрет на добровольную молитву после ‘асра был в хадисе без исключений, однако после передавалось, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал и не оставлял эту молитву.
В этом вопросе так же был хиляф даже среди сахабов. Однако мнение о дозволенности более веское.
А что касается о запрете поста в субботу, то тут исключение уже есть в самом хадисе, а это обязательные посты.
Что касается упущения награды в день ‘Арафа и другие, то все это посты добровольные. Зная их достоинство мы должны и учитывать запреты.
3. Что касается правил, то не обязательно так брат.
Запрет есть запрет, и в пример этого был приведен ответ ибн Умара:
«Сообщается, что один человек спросил ибн ‘Умара за обет поститься в пятницу, и ибн ‘Умар сказал: “Нам было велено выполнять обет, однако нам было запрещено соблюдать пост в этот день”». (приводят ат-Таялиси 1922. Иснад хороший. См. “Тухфатуль-иршаф” 9/346)
Ведь пост по обету не из добровольных постов, а обязательных, но вместе с тем ибн Умар не пытается совместить два эти положения – выполнение обета и соблюдение поста в запретный день, и не говорит: “ну если ты будешь поститься в пятницу вместе с днем до или после, то нет проблем” и т.п., а просто не дозволяет поститься именно в пятницу по обету.
Хафиз ибн Хаджар говорил: “Если веление и запрет встретятся в одном деле, то чему следует отдавать предпочтение ? Вывод: отдается предпочтение запрету”. (см. “Фатхуль-Бари” 4/241)
1. Пророк(мир ему и благословение Аллаха) постился в субботу и воскресенье, тем самым любил отличаться от мушриков?
Я прочитал года полтора назад работу шейха абу Умара аль-Утайби, посвященную теме добровольного поста в субботу, в которой он обосновывает достоверность хадиса Умм Салямы: “Чаще всего посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) постился по субботам и воскресеньям”.
И говорит, что все имамы, которые опирались на хадис: «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является обязательным!», объединяли этот хадис с другими и говорили что запрет связан именно на соблюдение поста ТОЛЬКО в субботу, не соблюдая его наряду с днем до или после.
2. Хадис Джувейрия: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зашёл к ней в пятницу, а она в этот день постилась. Он спросил: «Постилась ли ты вчера?» Она ответила: «Нет». Он спросил: «А собираешься ли ты поститься завтра?» Она ответила: «Нет». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда прерви свой пост».
3. Хадис Убайда аль-Араджа: «Моя бабушка рассказывала мне, что однажды она зашла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в субботу, когда он обедал. Он сказал ей: “Иди сюда, поешь!” Она ответила: “Я пощусь”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “Ты постилась вчера?” Она ответила: “Нет”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Тогда ешь, ибо пост в субботу — ни за тебя, ни против себя”» (приводят имам Ахмад и другие. «Силсилят аль-ахадис ас-сахиха», № 225)
Не отвергать же нам все эти хадисы только из-за того что они выглядят противоречиво лишь внешне. Если так поступать с хадисами во всех других положениях фикха, то сколько хадисов нам придется отвергнуть ?
Этот хадис явно противоречит хадису и запрете, и поэтому его считали шазз – отклоненным.
2. Хадис Джуэйрия.
Этот хадис о дозволенности поста в джу’а, поэтому объединив хадисы с хадисом о запрете, будем поститься в пятницу, например в Шауале, присоединяя его к четвергу.
Т.е. пост в джум’а запрещен, если не присоединить к нему четверг или субботу, как указано в этих хадисах. Однако учитывая запрет поста в субботу, зная о нем, тому, кто желает поститься в субботу, нужно избежать запрета и присоединить к нему четверг.
Но если уже он постился в пятницу не зная, на что как раз и указывают эти хадисы, то ему нужно избежать запрета (пост в джум’а) и присоединить к нему субботу, т.к. это будет для него выходом из харама, и только в этом случае можно опираться на данные сообщения.
И пост в субботу для того кто постился в джум’а уже становится обязательным, и выходит из разряда добровольных, т.к. уединение джум’а не дозволено, нужно присоединить. Это из выводов шейха Альбани.
И это как раз и будет совмещением достоверных хадисов. Мы именно стараемся объединить их, и не отрицаем достоверные хадисы.
3. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул еще раз о связи джум’а с постом до и после. Чтобы не был пост в пятницу уединенным. Эти исключения для поста в джум’а. И поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ешь”, после того, как стало известно, что она (сахаба) не постилась в джум’а, но ведь он не спросил о том будет ли она поститься в воскресенье !
Этот хадис привел ан-Насаи в “аль-Кубра”, в главе “о запрете поста в субботу”.
И так же известно, что пост дозволен, т.е. любой пост, основа его – дозволенность, кроме тех запретов кот. пришли.
И не могло быть скрыто от такого сахаба, как абдуЛлах ибн Буср, что нет ничего кроме запрета, как он передал в обсуждаемом хадисе.
А так же сказал после: “Тот, кто будет поститься в субботу – нет ему поста и нет ифтара”, т.е. награды ни за то ни за это.
И неизвестно, чтобы кто-то опроверг его мнение.
И еще раз хотелось бы напомнить , что так же я оставляю пост в субботу, делая это ради Аллаха, следуя хадису посланника Аллаха:
“Тот кто оставит что-то ради Аллаха, Аллах заменит ему это лучшим !”
Т.е. оставляя пост, в субботу, ради Аллаха, зная так же о хадисе, о запрете, выходя из разногласий, т.к. дозволяющие, дозволяют добровольный вид постов, я буду лучше, чем постящийся, инша-Аллах даст мне лучшую награду !
“Нежелательно выделять из дней недели субботу для соблюдения поста. Некоторые ученые указали, что причиной этому является выделение иудеями этого дня праздником для себя. Как мне видится, причиной этому является то что, иудеи в этот день оставляют любую работу и отдыхают. Таким же образом мусульманин, если будет поститься, будет вынужден оставить из-за поста свои дела, т.к. пост вызывает жажду и голод, чем будет уподобляться иудеям в оставлении работы в этот день”. Конец цитаты.
(фатва Муфтия, Шейха Мухаммада ибн Ибрахима, да смилуется над ним Аллах 4\206) .
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(2889)