О положении рассказчиков (къуссас) в Исламе
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
О положении рассказчиков (къуссас) в Исламе, и призыве на основании рассказов (къисас)
Всевышний Аллах сказал:
«Увещевай посредством Корана тех, кто страшится Моей угрозы!» (Къаф 50: 45).
Введение
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.
А затем:
Всевышний Аллах посылал посланников и ниспосылал Писания для назидания и увещевания людей, и призыва их к пути истинному. Так, Всевышний говорит о Таурате, ниспосланном пророку Мусе (мир ему): «Мы написали для него на скрижалях назидание обо всякой вещи и разъяснение всего сущего: “Держи их крепко, и вели твоему народу следовать наилучшему из этого!”» (аль-А’раф 7: 145).
Об Инджиле пророка ‘Исы (мир ему) Аллах сказал: «Вслед за ними Мы отправили ‘Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате. Мы даровали ему Инджиль, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате. Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных» (аль-Маида 5: 46).
О последнем откровении Своем – Коране, ниспосланном последнему пророку и посланнику – Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), Всевышний сказал: «Помните милость, которую Аллах оказал вам, а также то, что Он ниспослал вам из Писания и мудрости, которым увещевают вас» (аль-Бакъара 2: 231).
В этом аяте Всевышний Аллах упоминает наряду с Кораном «мудрость», что истолковали многие толкователи как Сунну пророка (мир ему и благословение Аллаха). И сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил о своей Сунне: «Поистине, мне дарован Коран и нечто подобное ему!» Абу Дауд 4604, ат-Тахауи 2/321. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2870.
Всевышний Аллах сказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Таков мой путь. Я и мои последователи призываем вас к Аллаху согласно знанию”» (Юсуф 12: 108).
Шейх Ибн Къасим говорил: “В призыве к Аллаху (да’уа) необходимы два условия: первое, чтобы призыв совершался только ради Аллаха, и второе, чтобы призыв соответствовал Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто испортил первое, стал многобожником, а тот, кто испортил второе, стал приверженцем нововведений!” См. “Хашия китаб ат-таухид” 55.
Именно на основании последнего Писания Аллаха и пречистой Сунны Его пророка (мир ему и благословение Аллаха), увещевали, призывали и обучали людей праведные предшественники нашей общины, проявляя мудрость в призыве. И в этом за ними следователи признанные имамы этой общины.
Однако после них появились люди, которые сами не делали того, к чему призывали, и совершали то, что им не было велено и на что не имели права. Они изобрели множество видов увещеваний и наставлений, которые не соответствовали тому, на чем были саляфы этой общины, и которыми они заменили увещевание Корана и Сунны, считая, что их собственные методы призыва более эффективны в наши дни. Кто-то из них увещевает и призывает с помощью песен в виде суфийских нашидов, кто-то в виде поэм и стихов, кто-то в виде различных рассказов и историй, многие из которых зачастую недостоверны. И все это продолжается и в наши дни, и мы также видим, как люди внедрили для улучшения, так сказать, исламского призыва, различные методы, как создание исламских партий под названием «джама’ат», так называемые «исламские» нашиды, исламские театральные постановки или фильмы, различные рассказы и т.п.
В данной работе, с дозволения Аллаха, пойдет речь о таком методе призыва, как рассказы (къысас), которые используют многие проповедники в наши дни, а также и о самих рассказчиках (къуссас).
Выбор данной темы был сделан по той причине, что у многих мусульман этот вопрос, о дозволенности использования рассказов (къысас) в призыве, вызывает много споров и недопонимание. И среди них встречаются такие, кто из-за неправильного понимания данного вопроса считает порицаемым приведение даже некоторых примеров из жизни имамов, относя это к категории порицаемых рассказов. Есть и такие, кто относит к этому даже такие методы увещевания, как духовное воспитание, к числу которых можно отнести покаяние, богобоязненность, упование, аскетизм и т.п. А есть такие, кто впал в противоположную крайность и заявляет, что для людей далеких от Ислама не является эффективным увещевание с помощью Корана и Сунны, поскольку, по их мнению, им тяжело слушать уроки о единобожии, Коран, хадисы, и что им проще послушать различные рассказы, посредством которых они каются и возвращаются к религии.
На основании всего сказанного и по просьбе русскоязычных мусульман мы решили составить работу о положении къуссасов и къысас в Исламе. При этом мы опирались на известные труды ранних имамов и современных ученых, в которых подробно разбирается данный вопрос. Ведь, несмотря на то, что многие мусульмане в наши дни не придают должного значения этому вопросу, он является весьма важным, ибо с ним связано множество других серьезных вопросов исламской общины! Многие известные имамы посвящали теме къысас и къуссасов отдельные главы в сборниках хадисов. Также об этом упоминалось во многих книгах ранних имамов о порицании нововведений, как например, книга «аль-Бида’ уаль-хауадис» имама Ибн Уаддаха, или «аль-Хауадис уаль-бида’» имама ат-Туртуши. Также многие имамы составляли отдельные труды, посвященные теме къуссасов и къысас, как например книга «аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр» имама Ибн Абу ‘Асыма, «аль-Къуссас уаль-музаккирин» имама Ибн аль-Джаузи, «аль-Ба’ис ‘аля аль-халяс мин хауадис аль-къуссас» хафиза аль-‘Иракъи, или «Тахзир аль-хаууас мин аказиб аль-къуссас» имама ас-Суюты.
Все это указывает на важность данного вопроса, которому не придают должного значения многие мусульмане наших дней!
То, что в данной работе будет истиной, то от Всевышнего Аллаха. И мы просим Его благословить этот небольшой труд и сделать его полезным для всех мусульман!
Что такое «аль-къысса», «ат-тазкир» и «аль-уа’з»
В языковом значении слово «къасс» означает: последовательность, переход по следам. В терминологическом значении это слово означает: Увещевание людей при помощи рассказов (къысас).
Имам Ибн аль-Джаузи говорил, что «къас» – это тот, кто опирается на предшествовавшую историю, рассказывая ее и давая ей пояснения.
Слово «ат-тазкир» означает: разъяснить людям милости Всевышнего Аллаха, оказанные им, побуждать их благодарить за это и предостерегать их от ослушания.
Слово «аль-уа’з», что часто пишется в русском языке, как «вагаз», означает: устрашение рабов Аллаха, от которого смягчаются сердца.
Что же касается термина «къас» (рассказчик), то оно может включать в себя все три вида увещевания. См. “аль-Къуссас уаль-музаккирин” 157-159, “Тарих аль-къуссас” 13.
Положение «къысас» и «къуссас» в Исламе
От аль-Хаббаба ибн аль-Арата сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, когда сыны Исраиля были погублены, они стали рассказывать истории». Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1681, ат-Табарани в “аль-Кабир” 3705. Имам аль-Баззар, имам ад-Дыя аль-Макъдиси и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Шейх аль-Альбани в отношении этого хадиса сказал: “В книге «ан-Нихая» (Ибн аль-Асира) сказано: «Т.е. они (сыны Исраиля) стали полагаться только на слова, оставив деяния, что и стало причиной их гибели. Или же наоборот, когда они были погублены по причине оставления деяний, они предались рассказам». Я (аль-Альбани) говорю: Можно сказать, что причиной их гибели стало увлечение их увещевателей рассказами и историями, а не изучение фикъха и полезного знания, которое помогает человеку познать его религию и побуждает к совершению праведных деяний. Таково положение многих рассказчиков (къуссас) в наше время, чьи слова крутятся вокруг исраилиятов (сообщений от сынов Исраиля), рассказов и суфийских историй!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 4/247-248.
От ‘Ауфа ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не рассказывает людям истории никто, кроме правителя мусульман (амир), того, кому повелел правитель, или выставляющего себя напоказ!» Ахмад 6661, Абу Дауд 3665, Ибн Маджах 3753. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Хайсами, хафиз аль-‘Иракъи, имам ас-Суюты, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут.
Имам аль-Мунауи сказал: “Слова: «Не рассказывает людям истории никто» означают: никто не обращается к людям с увещеванием и не дает им фатауа. Ат-Тыби говорил: «Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не увещевает» не указывают на запрет, а указывают на отрицание того, что так поступает кто-либо, кроме упомянутых людей»”. См. “Файдуль-Къадир” 6/587.
Другая версия этого хадиса прекрасным образом поясняет смысл данных слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): От Касира ибн Мурры передается, что однажды ‘Ауф ибн Малик зашел в мечеть Хумс в то время, когда люди собрались вокруг одного человека. Он спросил: “Что это за джама’ат?” Ему ответили: “Ка’б (ибн ‘Ийяд) рассказывает рассказы”. Тогда ‘Ауф сказал: “Горе ему! Разве не слышал он слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Не рассказывает людям истории никто, кроме правителя мусульман (амир), того, кому повелел правитель, или выставляющего себя напоказ!»” И когда это дошло до Ка’ба, никто не видел, чтобы он после этого рассказывал къыссас”. Ахмад 4/233. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/190.
Аль-А’маш рассказывал: “Однажды жители Басры стали разногласить относительно къысас, и когда пришел Анас, они спросили его: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал къысас?!” Он ответил: “Нет!” аль-Байхакъи в “аш-Шу’аб аль-иман” 409, аз-Захаби в “ас-Сияр” 9/424. Иснад хороший.
Ибн ‘Умар говорил: “Не рассказывали рассказов ни во время пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни во время Абу Бакра, ни во время ‘Умара, ни во время ‘Усмана. Впервые появились рассказы тогда, когда произошла смута (фитна)”. Ибн Абу Шайба 5/290, Абу Ну’айм 164. Хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Тахзир аль-хаууас” 60, “Сахих аль-Мауарид” 97-111.
Имам Ибн Абу ‘Асым сказал: “В словах Ибн ‘Умара о том, что не рассказывали къыссы во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, да будет доволен ими Аллах, доказательство на то, что подобное является новоизобретенным деянием, появившимся после них, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Остерегайтесь новоизобретенных деяний! Поистине, каждое новоизобретенное деяние – является нововведением!»” См. “аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр” 46.
Что же касается смуты, о которой говорит Ибн ‘Умар, после которой в общине Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) появились къысас, то речь идет о смуте хариджитов, первой секты в Исламе, появление которых послужило причиной появления всех заблуждений! Когда Мухаммада ибн Сирина спросили о къысас, он сказал: “Къысас – это нововведение, которое внесли хариджиты!” Ибн Абу Шайба. См. “Тахзир аль-хаууас” 83.
Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “Когда хариджиты стали использовать къысас и стали часто прибегать к ним, то уподобление им в этом стало запретным”. См. “аль-Къуссас уаль-музаккирин” 177.
Отношение сподвижников, их последователей и имамов к къуссасам и къысас
Харис ибн Му’ауия аль-Кинди рассказывал, что однажды он приехал к ‘Умару ибн аль-Хаттабу, спросить его о некоторых вещах, и среди прочего он сказал: “И я хочу спросить тебя о рассказах (къысас), так как люди желают рассказов”. ‘Умар ответил: “Как пожелаешь”, как будто он не желал запрещать это. Харис сказал: “Я желаю сделать так, как скажешь ты!” ‘Умар сказал: “Я боюсь для тебя, что если ты станешь рассказывать къысас, то возвысишься над ними в своей душе. Затем ты будешь рассказывать къысас, пока не возвысят тебя так, что тебе будет казаться, словно ты достиг высот звезды, однако потом Аллах поместит тебя под их стопы в День воскрешения по причине этого!” Ахмад 1/18. Хафиз ас-Суюты, шейх Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность.
‘Амр ибн Динар рассказывал: “Однажды Тамим ад-Дари попросил разрешения у ‘Умара ибн аль-Хаттаба обращаться к людям с къысас, однако ‘Умар не разрешил. Затем он снова попросил его, но ‘Умар снова отказал. Когда же он попросил его об этом в третий раз, ‘Умар сказал: «Если желаешь», и провел рукой себе по горлу”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 2/49, ат-Туртуши в «аль-Хауадис уаль-бида’» 109. Хафиз аль-Хайсами сказал, что передатчики этого сообщения, являются передатчиками аль-Бухари и Муслима, а имам ас-Суюты назвал его иснад сильным. См. “Маджма’у-ззауаид” 1/189, “Тахзир аль-хаууас” 60.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Обрати внимание на действие ‘Умара, запретившему это человеку, из числа сподвижников, каждый из которых был достойным и правдивым! Но разве есть подобный Тамиму из числа таби’инов и тех, кто после них?!” См. “Тахзир аль-хаууас” 223.
А где же подобные Тамиму в наши дни, учитывая то, что Тамим не рассказывал историй, кроме тех, которые действительно имели место! И что бы сказал хафиз аль-‘Иракъи о къуссасах наших дней, услышь он их многочисленные и удивительные истории и рассказы?! Как, например, распространившиеся рассказы некоторых современных проповедников о том, как омывавшие умершего ощущали жар из его живота, или как не совершавшего молитву раскопали в изуродованном виде, или как змея залезла в могилу одного грешника, которого похоронили. И все это рассказывается в качестве устрашения грешников и преподносится как признак дурного конца тех, о ком говорится. Во-первых, никто из этих къуссасов никогда не предоставлял достоверного источника на подобные рассказы. А во-вторых, разве на основании этих вещей следует говорить о сокровенном?! Более того, дело дошло до того, что для многих къуссасов источником их рассказов стало то, что изобретают неверные и выставляют в просторах интернета, как история о превращении некой женщины, порвавшей Коран, в страшное существо, и т.п. Дело в том, что эти вещи настоящий фотомонтаж, однако некоторые къуссасы отыскав их в просторах интернета, выдают эти фотографии за знамения и чудеса, используя это в качестве сюжета для очередного рассказа. В то время когда неверные издеваются и смеются над этими так называемыми «знамениями», которые они сами же и подсунули им!
И к упомянутому можно отнести любые рассказы и сообщения, полученные из сомнительных источниках в просторах интернета, газет, новостей и т.п.
‘Абдуллах ас-Сальми рассказывал: “Однажды ‘Али ибн Абу Талиб увидел человека, который рассказывал рассказы и спросил его: «Ты можешь отличать отменяющее от отмененного?!» Он ответил: “Нет”. ‘Али сказал: “Тогда ты губишь себя и других!” Абу Хайсама в “Китаб аль-‘ильм” 130, аль-Байхакъи в “Мифтах аль-джанна” 45. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Имам Ибн Абу ‘Асым сказал: “В этом указание на дозволенность проверки знания рассказчика”. См. “аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр” 36.
Абу ‘Амир аль-Хузани рассказывал: “Однажды я отправился совершить Хадж с Му’ауией ибн Аби Суфьяном, а когда мы прибыли в Мекку, ему сообщили о том, что рассказчик из племени бану Махзум обращается с къысас к жителям Мекки. Тогда Му’ауия послал за ним, и когда его привели, он спросил его: «Тебе было велено это делать?!» Тот ответил: «Нет». Му’ауия сказал: «Тогда что тебя побудило обращаться к людям без моего согласия?!» Тот сказал: «Мы распространяем то знание, которому нас обучил Аллах!» Тогда Му’ауия сказал: «Если бы я пришел сюда раньше, то отрезал бы тебе часть тела!»” аль-Хаким в “аль-Мустадрак” 1/128, Ибн Наср в “ас-Сунна” 51. Иснад хороший.
‘Амр ибн Зарара рассказывал: “Однажды Ибн Мас’уд встал надо мной, когда я рассказывал къыссы, и сказал: «О ‘Амр! Поистине, ты изобрел заблудшее нововведение! Или же ты следуешь более правильным путем, чем Мухаммад и его сподвижники!» И после этого они оставили меня, и я видел, что в том месте, где находился я, не было больше никого”. ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Сахих ат-таргъиб” 57.
Салим рассказывал, что однажды встретили Ибн ‘Умара, который выходил из мечети и говорил: “Ничто не вывело меня из мечети, кроме голоса этого вашего рассказчика!” аль-Маруази в “Китаб аль-‘ильм”. См. “Тахзир аль-хаууас” 71.
Сообщается, что однажды, когда жители города узнали о том, что Сальман аль-Фариси сидит в мечети, они стали приходить и собираться возле него, пока их не стало около тысячи. Сальман сказал им: “Садитесь, садитесь”. После того, как люди уселись, Сальман открыл суру Юсуф и стал ее читать. Люди стали расходиться, пока их не осталось около сотни. Тогда Сальман разгневался и сказал им: “Собрались для слов, которые для вас приукрашены, а когда я стал читать вам Книгу Аллаха, разошлись?!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1/203.
Также и в наши дни, многие мусульмане забывают о величии Корана, отдавая предпочтение различным историям и рассказам и считая их более воздействующими на людей, чем Коран, который для них представляется чем-то обычным!
Аль-Хакам ибн ‘Утайба рассказывал: “Я спросил Ибн Абу Лейлю про къысас и он сказал: «Я застал сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые сидели друг с другом и каждый из них рассказывал то, что слышал (от пророка). Но чтобы кто-то из них сидел как проповедник, то такого не было!»” Ибн Уадах в «аль-Бида’» 85.
Речь идет именно об увещевании в виде къысас, а не о сидении и слушании обучающего религии, как говорил шейх Салих аль-Хидджи при комментарии книги Ибн Уадаха «аль-Бида’», поскольку саляфы часто сидели в кружках и обучали людей религии, как например, это делал Му’аз в Шаме, или как это делали ученые Медины и др.
Маймун ибн Михран говорил: “Рассказчик (къасс) находится в ожидании ненависти Аллаха!” Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 84.
‘Асым ибн Бахдаля рассказывал: “Когда мы были молодыми, мы приходили к ‘Абдур-Рахману ас-Сальми, и он говорил нам: «Не сидите с къуссасами! И пусть не садится с нами тот, кто сидит с ними! Остерегайтесь къуссасов!»” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 4/193.
Абу Идрис аль-Хауляни говорил: “Увидеть в мечети разгоревшийся огонь, для меня любимее, чем увидеть рассказчика, рассказывающего къысас!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 5/124.
Ад-Даххак рассказывал: “Я видел ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, который сажал в тюрьму къусасов и тех, кто сидел с ними”. Ибн Уадах в «аль-Бида’» 87.
Ясно, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз не сажал в тюрьму ученых и обладающих знанием, но делал это с заблудшими. И в этом указание на то, что есть огромная разница между истинными учеными и рассказчиками, которых простой народ считает учеными!
Когда ‘Абдуль-Малика ибн Маруана спросили про къысас, он ответил: “Это нововведение, подобное тому, что вы делаете, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если народ внесет нововведение, то они потеряют Сунну, равнозначную этому нововведению!»” См. “Тахзир аль-хаууас” 73.
Му’ауия ибн Къурра говорил: “Когда мы видели человека, рассказывающего рассказы, мы говорили: «Это приверженец нововведений!»” Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 48.
Шу’ба говорил: “Поистине, мы не рассказываем къуссасам хадисы!” Его спросили: «Почему, о Абу Бистам?!» Он ответил: “Потому что они берут от нас хадис пядью и превращают его в локоть!” См. “аль-Джами’ аль-ахлякъ ар-рауи” 2/165.
Хаммам ибн Харис рассказывал: “Когда Ибрахим ат-Тайми стал рассказывать рассказы, его отец выгнал его из дому, сказав: «Что это ты выдумал?!»” Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 51.
Абу Къиляба говорил: “Никто не умертвил знание, кроме къуссасов! Человек может находиться с къуссасами год и ничего полезного не взять, а может сидеть в кругу знания, и он не встанет, не взяв что-то полезное!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 2/287.
Как же прав был этот великий имам, ведь именно так обстоит дело с теми, кто слушает къуссасов, которые по прошествии даже нескольких лет не приобретают никаких шариатских знаний!
Имам Малик говорил: “Я порицаю рассказы (къысас) в мечети, и не считаю дозволенным сидеть с рассказчиками! Поистине, къысас – это нововведения! Не следует людям устремляться к ним, словно к хатыбу (проповеднику). И Ибн аль-Мусайиб и другие покидали рассказчика, когда он рассказывал къысас”. См. “аль-Мадхаль” 2/144.
Яхья ибн Яхья аль-Лейси рассказывал: “Однажды, когда мы отправлялись из Тарабилиса в Медину, с нами выехал один молодой человек. И в каком бы месте мы ни останавливались, он увещевал нас, пока мы не добрались до Медины. И мы удивлялись этому. Когда же мы добрались до Медины, он пожелал сделать среди ее жителей то же, что делал и среди нас. И я видел, как он встал и рассказывал что-то стоя, однако люди покинули его, а дети стали кидать в него камни и говорить: «Замолчи, о невежда (джахиль)!» Я был поражен тем, что увидел! Когда мы зашли к Малику, первым, что спросили мы его после того, как поздоровались с ним, это то, что случилось с тем юношей. Малик сказал: «Правильно поступили люди, когда оставили его, и правильно поступили дети, когда выразили порицание за его ложь!»” См. “аль-Мадхаль” 2/145.
Аль-Фадль ибн Михран рассказывал: “Однажды я сказал Яхье ибн Ма’ину: «Мой брат сидит у къуссасов». Он ответил: «Запрети ему!» Я сказал: «Он не слушает». Ибн Ма’ин сказал: «Увещевай его». Я сказал: «Он не принимает». Тогда он сказал: «Отстранись от него!» Я сказал: «Хорошо». После этого я пришел к Ахмаду бин Ханбалю и рассказал ему примерно то же самое, на что он ответил: «Скажи своему брату, чтобы читал Коран, поминал Всевышнего Аллаха и изучал хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!» Я спросил: «А если он это не сделает?» Он ответил: «Сделает ин ша-Аллах». Я спросил: «А если нет, отстраняться мне от него?», на что Ахмад улыбнулся и ничего не сказал”. См. “аль-Мадхаль” 2/149.
Однажды имама Абу Зур’у спросили об известном рассказчике своего времени – Харисе аль-Мухасабе и его книгах, и он ответил: “Остерегайся этих книг! Эти книги являются нововведением и заблуждением! Следуй за сообщениями от саляфов, поистине в них есть то, чего вполне достаточно, чтобы не прибегать к этим книгам!” Ему сказали: “Но в этих книгах есть назидание!”На что Абу Зур’а ответил: “Тот, для кого нет назидания в Книге Аллаха, не будет для него назидания и в этих книгах!” После чего сказал: “Как же быстро люди устремляются к нововведению!” См. “ас-Сияр” 13/99, “аль-Ансаб” 4/99.
Таковым было предостережение имама Абу Зур’и от аль-Мухасаби, который был правдивым, был увещевателем, и написал множество книг, посвященных аскетизму и опровержениям заблудших, как рафидиты и му’тазилиты. См. “аль-Мизан” 2/165.
Ибрахим аль-Харби говорил: “Если бы в этом (къысас) было благо, то опередили бы в этом нас Суфьян ас-Саури, Уаки’ ибн аль-Джаррах, Ахмад бин Ханбаль и Бишр ибн аль-Харис!” См. “Тарих аль-Багъдад” 9/253.
Аль-Джунайд рассказывал: “Я слышал примерно от десяти шейхов, которые были праведными, знающими и аскетами, как они были единогласны в том, что къысас в основе являются нововведениями!” аль-Багъдади в “ат-Тарих”. См. “Тахзир аль-хаууас” 70.
Мухаммад ибн Ибрахим аль-Кафани рассказывал: “Когда я совершал Хадж, в это время также его совершали Абуль-Къасим ибн Мухаммад аль-Багъауи и Абуль-Адами аль-Къари. Когда же мы дошли до Медины, пришел ко мне Абуль-Къасим аль-Багъауи и сказал: «О Абу Бакр, тут есть один слепой человек, который собрал вокруг себя людей в мечети посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сидит, рассказывая къыссы и ложные хадисы. Что ты думаешь о том, что бы мы выразили этому порицание?!» Я сказал ему: «О Абуль-Къасим! Вряд ли наши слова повлияют на такое большое сообщество и собрание, ведь мы не в Багдаде, где знают наше положение и влияние. Поэтому тут иная обстановка». После этого я повернулся к Абу Бакру аль-Адами и сказал ему: «Приготовься читать Коран!» Не прошло много времени, как он начал читать Коран, после чего их круг стал уменьшаться, и все люди присоединились к нам, слушая чтение Абу Бакра, и оставив этого слепца одного”. См. “Тарих аль-Багъдад” 2/147, “Тахзир аль-хаууас” 267.
Обратите внимание, о мусульмане, на то, сколько мудрости и пользы содержится в данной истории! Посмотрите на то, с какой мудростью и с каким результатом, учитывая вопросы пользы и вреда, эти имамы изменили порицаемое!
Имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Къуссасы порицаются не по причине своего названия, так как Всевышний Аллах говорит: «Мы рассказываем тебе наилучшие рассказы (къасас)» и говорит: «Рассказывай рассказы (къасас)». Однако къуссасы порицаются по причине того, что большинство из них увлекается рассказами без упоминания полезного знания. Также большинство из них путаются в том, что передают и зачастую опираются на абсурд”. См. “Тальбис иблис” 150.
Имам Ибн аль-Хадж говорил: “Кружок (маджлис) знания – это маджлис, в котором упоминают про запретное, дозволенное и следование саляфам, а не маджлис къуссасов и увещевателей, так как это нововведение!” См. “аль-Мадхаль” 2/144.
Хафиз аль-‘Иракъи говорил: “Даже если кто-либо из них (къуссасов) будет опираться на некоторые тафсиры, то ему не дозволенно передавать из них, поскольку в книгах по тафсирам содержатся как достоверные сообщения, так и отвергаемые! Что же касается того, кто не может отличить достоверное от недостоверного, не ему дозволенно опираться на книги!” См. “Тахзир аль-хаууас” 64.
Также аль-‘Иракъи говорил: “Из числа проблем къуссасов то, что они обращаются ко многим обычным людям с тем, что не доходит до их разума, по причине чего те впадают в заблудшее убеждение. И это бывает так, даже когда рассказывается достоверное, а что же сказать о том, когда при этом рассказываемое является ложью?! Ибн Мас’уд говорил: «Если ты расскажешь о чем-либо людям, что не доведешь до их ума, то это обязательно станет для некоторых из них смутой!» Муслим 1/27”. См. “Тахзир аль-хаууас” 64.
И завершая свою книгу, посвященную порицанию къуссасов, хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Для правителей мусульман является обязательным запрещать им обращаться к людям!”
Спросили имама аш-Шатыби: «Является ли чтение книги в соборных мечетях собранием для поминания Аллаха или нет?» Он ответил: “Это не является собранием для поминания, это является собранием для къысас, что было порицаемым у саляфов!” См. “Фатауа аш-Шатыби” 211.
Слова современных ученых относительно къысас и къуссас
Спросили шейха Ибн База относительно дозволенности использования того, что передают из случаев, произошедших с похороненными, и он ответил: “Достаточно призывать на основании того, что пришло в хадисах пророка (мир ему и благословение Аллаха). Важно побуждать людей к повиновению Аллаху и предостерегать их от грехов, как это делал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники. Что же касается различных рассказов и историй, которые могут быть правдивыми, а могут и не быть таковыми, то это лучше оставить”. См. “Фатауа Ибн Баз” 13/348.
Шейх аль-Альбани говорил: “Пусть верующий и разумный человек посмотрит на положение многих мусульман сегодня, которых постигло то, что постигло предыдущих! Поистине, их проповедники пребывают в рассказах къысас, отстранившись от полезного знания и праведных деяний, подтверждая то, о чем известил пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказав: «Вы обязательно последуете по следам тех, кто был до вас (людей Писания)!»” См. «аль-Джами’» 1/410.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Тот, кто желает прямого руководства, пусть ищет его в ниспосланном с небес Писании, и не ищет его в баснях и рассказах монахов, аскетов, философов и им подобных! Наоборот, следует искать руководство только в небесном Писании. И по этой причине, то, что содержится в книгах по увещеваниям из рассказов о некоторых аскетах и поклоняющихся, то мы говорим их авторам и читателям: Лучше для вас предоставить людям Книгу Аллаха Всевышнего и Всемогущего и то, что достоверно пришло от Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Рассказывайте это, разъясняйте и толкуйте это (Коран и Сунну), из того, что необходимо понять, чтобы в этом была польза для творений. Ведь нет другого пути к руководству, кроме как посредством того, что пришло от Всевышнего Аллаха!”
Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “В знании, которое передано от Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), будь это Коран или Сунна, есть достаточность и исцеление. И нет нужды нам искать увещевателя, смягчающего сердца не посредством Корана и Сунны! Наоборот, мы не нуждаемся в подобном, так как в знании, наследованном от Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), содержится все, что достаточно для исцеления всех недугов в вопросах имана и знания!”См. “Тафсир сура аль-Бакъара” 1/184.
Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Саляфы часто упоминали о рассказчиках (къуссас) и порицали их метод. Каков их метод, и каким должно быть наше отношение к ним?»
Шейх ответил: “Саляфы, да смилуется над ними Аллах, предостерегали от къуссасов поскольку они в большинстве случаев опираются в своих словах на то, что влияет на людей из рассказов и сообщений, которые не являются достоверными. Они не опираются на достоверные доказательства и не обучают людей законоположениям их религии и вопросам вероубеждения, поскольку нет у них понимания религии. В наше время этим людям (къуссасам) можно уподобить джама’ат таблиг с их известным манхаджем, у которых есть суфизм и искажения. Они также опираются в основном только на устрашающие тексты, способствуя тем самым тому, что люди отчаиваются в милости Аллаха Всевышнего”. См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 109.
Спросили также шейха аль-Фаузана: «Является ли использование къысас в призыве, какими бы они ни были, манхаджем саляфов? Или же лучше человеку ограничиваться рассказами, которые упоминаются в Коране и Сунне?»
Шейх ответил: “Да, человеку следует ограничиваться в увещевании тем, что пришло в Коране из историй предшествующих народов, а также тем, что пришло в Сунне от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) из рассказов о предшествовавших общинах. И не следует человеку заниматься тем, что не установлено в Коране и Сунне! Не следует занимать этим себя и слушающих!” См. “аль-Иджабат аль-мухимма” 183.
Спросили также шейха аль-Фаузана: «Некоторые проповедники избрали метод для призыва молодежи в это время. Они рассказывают перед группой молодых людей различные истории про наркоманов, всевозможных нечестивцев и ослушивающихся родителей, чтобы это стало поводом для их покаяния. Дозволено ли такое деяние? Поступали ли таким образом праведные предшественники?»
Шейх ответил: “Я боюсь, что это из числа распространения непристойностей! Если речь идет о наркоманах или ослушивающихся родителей, то достаточно привести устрашающие тексты (Корана и Сунны), запрещающие ослушание родителей. Также привести доказательства на запрет одурманивающего и угрозы в адрес поступающих таким образом. А наркотики хуже, чем опьяняющие напитки… Достаточно доводов из Корана и Сунны, без того, чтобы прибегать к различным случаям и рассказам, которые могут быть и недостоверными, или же это может быть реальностью, имевшей место, однако будет из области распространения непристойностей![1]”См. “аль-Аджуиба аль-мухимма” 146.
Спросили шейха Ахмада ан-Наджми: «Уважаемый шейх! Саляфы запрещали сидеть с къуссасами, так что же под этим подразумевается? И относится ли к тому, что порицали саляфы, упоминание тех рассказов, которые поведали Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) в Коране и Сунне?»
Шейх ответил: “Под «къуссас» или «къассасун» подразумеваются те, кто в своих увещеваниях опираются на рассказы. Это сейчас присутствует и окружает нас. Увещеватели наших дней, которые опираются на къысас, и являются къуссасами! Это путь многих призывающих современности. Ты можешь увидеть, как они только и делают, что рассказывают различные рассказы и истории. Они не стремятся обучать людей вероубеждению, или законоположениям шариата, как обязательная молитва, правило ее совершения и то, что связано с ней. Однако они то и дело, что рассказывают рассказы и истории, о чем я уже говорил. Что же касается того, что сообщил Аллах из къысас Корана, как упоминание о предшествующих общинах, то это не имеет отношения к тем къысас, которые порицали саляфы! Так же обстоит и с рассказами, о которых поведал пророк (мир ему и благословение Аллаха), как например, история о слепом, плешивом и прокаженном, и т.п. Запретным же является частое рассказывание къысас. И если основа в призыве к Аллаху – это увещевание с помощью Корана и Сунны Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), а все иное, если и произойдет, то иногда и в малом количестве, не будет в этом проблем. Поистине, запрещено рассказывать рассказы (къысас) часто!” См. “Фатауа аль-джалия”, вопрос № 43.
Шейх ‘Убайд аль-Джабри говорил: “Путь посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), его халифов и остальных сподвижников, а также имамов знания и тех, кто последовал за ними – это разъяснение основ религии и ее законоположений, побуждение к единобожию последовательно, по главам, и запрещение многобожия, разъясняя его виды подробно, чтобы община остерегалась этого! Также они призывали к тому, что является обязательным в религии, и разъясняли вопросы дозволенного и запретного. Также они запрещали все греховное и нововведения в религии. В их словах и проповедях могло быть что-то из увещевания, в виде устрашения и побуждения. И отсюда мы говорим, что увещеватели бывают двух видов: Первый вид – это те, про кого уже упоминалось, которые разъясняют основы религии, опираясь на доводы, и у которых в увещеваниях и проповедях есть что-то из упоминаний вопросов устрашения и побуждения, напоминание о смерти, стремление к Раю и избегания Ада. Однако это делается на основании положений и основ религии! Второй вид увещевателей – это те, кто не заботится об упомянутых основах, не уделяет внимания единобожию и вопросам многобожия. Их религия или же основная ее часть – это рассказы, основанные на привлечении внимания людей. Эти и являются къуссасами, и прослушивание их кассет – это пустая трата времени и отвлечение от поиска шариатского знания, которое принес наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)! Ведь именно это знание и является путем полноценного блага в мире этом и в мире ином, а в хадисе сказано: «Кому Аллах желает блага, того он делает разбирающимся в религии!» Мусульмане обязаны остерегаться книг и кассет этих къуссасов и остерегать других, поскольку увлечение и наслаждение ими не влечет ничего, кроме невежества! Это смягчение сердец без знания, а Всевышний Аллах не похвалил увещевателей просто потому, что они такие, а похвалил именно знание и его носителей, сказав: «Засвидетельствовал Аллах, что нет никого достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием» (Али ‘Имран 3: 18). Он также сказал: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (аль-Муджадаля 58: 11). И также сказал: «Поистине, боятся Аллаха из Его рабов только обладающие знанием!» (Фатыр 35: 28)… Поэтому следует предостерегать от подобных увещевателей, рассказчиков, развлекателей, а так же и самих рассказов и интригующих методов без руководства шариатским знанием, так как они не на пути пророка (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижников, их последователей (таби’ун) и имамов, последовавших за ними!”
Также шейх аль-Джабри сказал: “Ученый (‘алим) – это тот, кто обучает людей религии Аллаха из Книги Аллаха и Сунны посланника (мир ему и благословение Аллаха), а также обучает пониманию праведных саляфов! Что же касается того, кто приходит увещевать людей всякими рассказами и историями, то это не ученый!” См. “Шарх Усуль ас-ситта” 76.
Доктор Мухаммад ас-Саббагъ в своей книге «Тарих аль-къуссас» (История рассказчиков) передал в сокращенном виде слова исследователя книги «аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр» – Халида ар-Раддади, который говорил: “Кто-то может подумать, что сейчас не существует опасности исходящей от къуссасов, и что это дело является лишь историческим исследованием, которое не имеет отношения к нашему времени. Это предположение является ошибочным и далеким от правильного! Причина этого в том, что эти къуссасы к сожалению не переставали существовать, именуясь иными названиями и сея нечестие на земле. Если раньше обманщики и лжецы были известны под названием «къуссас», то в наше время они проявляются под названием «проповедники», «призывающие», «наставляющие», «воспитывающие», «устазы», «писатели», «мыслители», и тому подобными громкими названиями. Многие люди так и не поняли об истинном положении подобных людей, и смешивают подобных невежд с истинными и правдивыми призывающими. Некоторые из современных къуссасов прикрываются призывом к пути Аллаха, тогда как они распространяют среди простого народа ложь и нововведения. Большинство слов къуссасов – это рассказы и приведение глупых примеров, придавая этому такое значение, словно подобное является аятами и хадисами. Они рассказывают о достоинствах и аскетизме, однако, не опираясь на правильные основы. И ты можешь увидеть из их числа таких, кто искажает тексты Корана и Сунны, чтобы защитить свою ложь. Среди къуссасов есть и такие, кто побуждает людей к аскетизму и выстаиванию ночных молитв, и это дело прекрасно. Однако они не разъясняют людям суть всего этого. И может быть так, что человек принес покаяние за совершаемые грехи, но сам он при этом обратился к нововведению и заблуждению. Среди къуссасов есть такие, кто любит путешествовать из города в город с целью призыва, что по их манхаджу является обязательным для каждого члена их группы (джама’ат таблиг) до тех пор, пока они не получат очищение души. Они заявляют, что являются уповающими на Аллаха, тогда как это не упование, поскольку они оставили взятие соответствующих причин. И сколько среди них тех, кто оставляет свою семью без гроша и не заботится о них?! И сколько из них тех, кто привел в упадок свою семью?! И ты не найдешь из их числа тех, кто ведет людей к единобожию и единению Аллаха в поклонении, не найдешь тех, кто предостерегает от многобожия и нововведения. И несмотря на все сказанное, мы можем увидеть некоторых из обладающих знанием, которые не порицают таких людей. Более того, некоторые из них проявляют к ним симпатию в их заблуждении, что послужило тому, что призыв этих заблудших стал распространяться среди людей!” См. “Тахкыкъ аль-Музаккир” 30-31 (Сокращенно).
Причина и мудрость в порицании къысас и къуссас
Перечисляя причины, по которым саляфы порицали къуссасов, имам Ибн аль-Джаузи в начале своей книги «аль-Къуссас уаль-музаккирин» упомянул:
1. Когда саляфы видели то, чего не было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), они это порицали и считали нововведением!
2. Истории, в которых описывается то, что происходило с предшествовавшими людьми, редко оказываются правдивыми.
3. Эти рассказы (къысас) отвлекают от того, что важнее этого, как изучение и размышление над Кораном, хадисами, и обучение религии!
4. В Коране и Сунне достаточно историй, что избавляет от нужды опираться на то, в достоверности чего есть сомнение.
5. Къуссасы вносят в свои рассказы то, что портит сердца простого народа.
6. Къуссасы не заботятся о том, чтобы рассказанное ими было правильным и достоверным. См. “Тахзир аль-хаууас” 82-83.
Также имам Ибн аль-Джаузи сказал: “Проблема в том, что къуссасы обращаются в своих речах к невеждам из числа простого народа, которые по своему положению подобны животным, не порицающим то, что слышат. Они выходят (от къуссасов) и говорят: «Сказал ученый (‘алим)!» Ведь ученый для простого народа это тот, кто выступает на минбаре!” См. “Тахзир аль-хаууас” 85.
Сказавший это Ибн аль-Джаузи, жил 900 лет назад, и что удивительно, именно так говорят многие люди и в наши дни, которые не в состоянии отличить истинного ученого от мыслителя, проповедника и рассказчика, приводя в качестве довода учености кого-то то, что он пишет книги, выступает перед людьми и т.п. И примером этому также является то, что на уроках больших ученых можно увидеть лишь десятки посетителей, тогда как на уроках къуссасов можно увидеть сотни и даже тысячи человек, среди которых как и мужчины всех возрастов, так и женщины.
Также из причин опасности открытия дверей для рассказов и рассказчиков то, что это может привести к гибели самих къуссасов, которые будут обладать известностью и славой, по причине чего превознесутся обольщенные количеством последователей, однако при этом, не обладая знаниями, поведут своих последователей к заблуждению. Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорил: “И было сказано, что непозволительно къуссасам и увещевателям рассказывать къысас и увещевать, кроме как с веления правителя мусульман, а иначе они впадут в высокомерие. И также причина запрета в том, что правитель лучше знает о пользе для людей, и не поручает это (увещевание людей) тому, кто может принести вреда больше, чем пользы. Иначе обстоит дело с тем, кто сам себя выдвинул для этого (увещевания людей), так как вреда от него может быть больше, и он может совершать это из-за высокомерия и проявляя показуху, поэтому необходимо обезопаситься от него!” См. «‘Аунуль-Ма’буд» 10/101.
Также саляфы порицали къуссасов по той причине, что зачастую многие из них выдумывали хадисы, а умеренные из них даже если и не выдумывали хадисов, однако не разбирались в их достоверности, приводя все, что именовалось хадисами. Поэтому многие имамы составляли отдельные труды, в которых разъясняли слабость и лживость хадисов, распространенных на устах людей по причине къуссасов. Среди таких работ можно выделить труд «Ахадис аль-къуссас» (Хадисы рассказчиков), шейхуль-Ислама Ибн Таймии. Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “К большинству бед, связанных с выдуманными хадисами, причастны къуссасы!” См. “аль-Мауду’ат” 1/44.
Хафиз аль-‘Иракъи говорил: “Затем, поистине, они (къуссас) приводят от посланника (мир ему и благословение Аллаха) хадисы, не разбираясь в их достоверности и слабости”. См. “Тахзир аль-хаууас” 35.
Имам Ибн Къутайба говорил: “Поистине, къуссасы обращают лица простых людей в свою сторону, и те начинают распространять от них отвергаемые и ложные хадисы. Ведь из числа поступков простого народа то, что они сидят у къуссасов (слушая их), так как их хадисы очень странные и интересные, или же они смягчают сердца и вызывают слезу из глаз”. См. “Тауиль мухталиф аль-хадис” 357.
В качестве примера невежества рассказчиков и посвящением себя тому в чем нет пользы можно привести историю о том, как пользовавшийся популярностью рассказчик своего времени по имени Абу Ка’б однажды сказал: “Имя волка, который съел пророка Юсуфа, было Хаджун!” Когда же ему сказали: “Поистине, пророка Юсуфа волк не съедал!” Он сказал: “И все же, это имя волка, который не съел Юсуфа”. См. “Ахбаруль-хамкъа” 116.
Обратите внимание на невежество и отсутствие знаний у этого рассказчика, не знавшего толком Книгу Аллаха, по причине чего выдумавшего то, что противоречило действительности!
И именно по причине того, что къуссасы зачастую выдумывают различные события и даже хадисы, имам Ахмад говорил: “Самые лживые из людей, это къуссасы и попрошайки!” ат-Туртуши в “аль-Хауадис” 112.
И нам становится ясно, что къуссасы подвергают смуте и искушению в первую очередь самих себя. Ведь шайтан наущает проповедника, у которого большая аудитория, и он не может уже остановиться и делает свои увещевания более интересными, снабжая их различными рассказами, так как ему кажется, что лишь Кораном и Сунной не удержать такую аудиторию, и он начинает опасаться уменьшения количества слушающих его. Шайтан наущает ему, что если он будет читать им аяты Корана и рассказы, содержащиеся в Коране, то люди могут сказать, что они Коран могут прочитать и сами, после чего им наскучит его увещевание. Также дело обстоит и с Сунной, которую такой проповедник считает недостаточной, поэтому прибегает к рассказам, которые люди не слышали, чтобы их заинтересовать.
Также нам стало ясно, что увлечение с помощью къысас отдаляет от полезного знания, от изучения Корана и Сунны! Имам аш-Шафи’и говорил: “Приверженцы нововведений внесли в религию ересь, которая называется «тагъбир» (вид стихов). С помощью этого они отвращают от Корана”. Абу Ну’айм 9/136.
Точно также и къуссасы своими рассказами отдаляют от полезного знания, как понимание религии, вопросы дозволенного и запретного, вопросы связанные с вероубеждением, с обрядами поклонения и т.п.
Следует усвоить, что истинные знания религии приобретаются с трудом, и нет в них легкости. И сущность большинства людей такова, что им не хочется утруждать себя получением шариатских знаний. Люди могут часами слушать истории, и это не наскучит им, тогда как чтобы получить истинные знания необходимо усердие, и эти знания требуют от человека большего, чем обычное удивление, восхищение, слезы и т.п. Они требуют от человека подчинения и поклонения на основе знаний и твердых убеждений, а не на основе чувств и эмоций.
Также зачастую современные къуссасы затрагивают серьезные политические вопросы, касающиеся исламской общины, упоминая вместе со своими рассказами о том или ином важном событии, которое им не следовало бы изначально упоминать и вносить это в массу людей. Ведь Всевышний Аллах запретил это мусульманам, сказав: «Когда до них (мусульман) доходит весть о безопасности или опасности, они разглашают это. Если бы они обратились с этим к посланнику и обладающим влиянием среди них, то об этом от них узнали бы те, которые могут исследовать это» (ан-Ниса 4: 83).
Что же касается «обладающих влиянием среди мусульман», которым Аллах доверил решение важных вопросов общины, то это ученые и правители мусульман! См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” 5688, “Тафсир аль-Багъауи” 2/255, “Тафсир Ибн ‘Адиль” 6/522, “Тафсир Ибн ‘Атыйя” 2/85.
Но, к сожалению, в наши дни решают всеобщие дела не правители мусульман и ученые, а къуссасы!
И наконец, такой метод в призыве, как использование къысас, является противоречащим тому, на чем были пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники!
Ответ на некоторые сомнительные доводы
В данной работе необходимо затронуть аргументы, которыми современные къуссасы оправдывают себя и свой призыв, основой которого являются всевозможные истории и рассказы. Так, в числе основных доводов они используют известный аят Корана: «Рассказывай истории, – быть может, они призадумаются» (аль-А’раф 7: 176).
Однако нет в этом аяте Корана никакого довода для къуссасов, так как в нем речь идет про истории, о которых поведал Всевышний Аллах Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха), а не о любых историях. Во-первых, на это указывает сам же аят и предшествующий ему: «Прочти им историю о том, кому Мы даровали Наши знамения, а он отбросил их. Шайтан последовал за ним, и он стал заблудшим. Если бы Мы пожелали, то возвысили бы его посредством этого. Однако он приник к земле и стал потакать своим желаниям. Он подобен собаке: если ты прогоняешь ее, она высовывает язык, и если ты оставишь ее в покое, она тоже высовывает язык. Такова притча о тех, которые считают ложью Наши знамения. Рассказывай эти истории, – быть может, они призадумаются» (аль-А’раф 7: 175-176).
Во-вторых, об этом говорят признанные толкователи Корана. Имам Ибн Джарир ат-Табари в отношении этого аята сказал: “Аллах говорит Своему пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха): «Рассказывай, о Мухаммад, эти рассказы, которые Я поведал тебе из числа вестей тех, кому Мы даровали наши знамения. И передавай рассказы предшествующих общин, о которых Я сообщил тебе в этой суре!»” См. “Тафсир ат-Табари” 10/589.
Также къуссасы опираются на сообщение от ‘Аиши в качестве дозволенности использования къысас. ‘Ата рассказывал: “Однажды я и ‘Убайд ибн ‘Умайир зашли к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, и она спросила: «Кто это?» Он сказал: «Я – ‘Убайд ибн ‘Умайир». ‘Аиша спросила: «Рассказчик (къасс) жителей Мекки?!» Я ответил: «Да, он». Тогда она сказала: «Делай это реже, поистине, напоминание – вещь тяжелая!»” Ибн Хиббан 1/58.
К этому доводу также есть несколько примечаний:
Во-первых, речь в данном сообщении идет не о любых къуссасах, а именно о ‘Убайд ибн ‘Умайре, известном таби’ине, который по одним сведениям родился еще при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он был имамом жителей Мекки в свое время, и был известен своей праведностью и являлся надежным у мухаддисов, как передатчик. Более того, сообщается, что на его собраниях присутствовал Ибн ‘Умар, который сам запрещал къысас и порицал строго къуссасов! См. “Тарих аль-Ислям” 3/190, “Асад аль-гъаба” 3/353, “ас-Сияр” 4/156.
Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “В старые времена къуссасы были учеными и факихами, и ‘Абдуллах ибн ‘Умар посещал маджлис ‘Убайда ибн ‘Умайра, и ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз посещал маджлисы къуссасов. Однако это дело стало низким и перешло к невеждам, и тогда от них отдалились все, кроме простого народа и женщин. Они не занимались знанием и стали пребывать в къысас и том, что удивляет невежд, после чего нововведение в этой области стало разнообразным”. См. “Тальбису иблис” 1/151.
Поэтому в том, чтобы обладающий знанием и надежный человек в своих проповедях иногда использовал къысас, нет ничего запретного, о чем с дозволения Аллаха пойдет речь в следующей главе.
Во-вторых, ‘Убайд ибн ‘Умайр наверняка прибегал к къысас с дозволения правителя мусульман, что можно понять из сообщения, которое передал Сабит, сказавший: “Первым, кто стал рассказывать истории был ‘Убайд ибн ‘Умайр, который стал это делать во время ‘Умара ибн аль-Хаттаба”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 5/463.
А в том, чтобы рассказывать къысас в обращении к людям с дозволения правителя мусульман, нет ничего запретного, также с дозволения Аллаха станет ясно со следующей главы.
В-третьих, в этом сообщении как раз наставление для самих къусасов, поскольку ‘Аиша советует ‘Умайру не делать это часто, а изредка, когда будет в этом нужда.
Также из числа доводов къуссасов, это сообщение, которое передается от Хасана аль-Басри, что он говорил: “Къысас – это нововведение, однако хорошее нововведение, ибо сколько при этом могут быть молитв, на которые будет дан ответ и польз, которые извлечет мусульманин!”
Во-первых, достоверность этого сообщения от Хасана аль-Басри вызывает сомнение, поскольку от него же многие имамы передавали слова, в которых он порицает къысас! Абу ат-Таях рассказывал: “Однажды я сказал Хасану аль-Басри: «Наш имам рассказывает къысас, и для этого собираются вместе мужчины и женщины и повышают голоса с помощью мольбы (ду’а)». Хасан аль-Басри ответил: «Къысас – это нововведение (бид’а), повышение голосов во время мольбы – нововведение, и совместное собрание мужчин и женщин – нововведение!»” См. “Тахзир аль-хаууас” 84.
Во-вторых, даже если эти слова и принадлежат Хасану аль-Басри, то наверняка в них речь идет о къысас, которые обусловлены условиями, которые их делают дозволенными, а не любые рассказы всевозможных къуссасов!
Также из числа аргументов къуссасов, это слова имама Ахмада, которые от него передали аль-Халляль и Ибн Муфлих, что он говорил: “Как люди нуждаются в правдивом рассказчике, поскольку они напоминают о смерти и мучении могилы”. Его спросили: “Если бы ты увидел правдивого рассказчика, то сидел бы с ним?!” Он ответил: “Да”.
Во-первых, это сообщения от Ахмада многие имамы передают по-разному. Вот полные слова этого сообщения: “Самые лживые из людей, это къуссасы и попрошайки! Как люди нуждаются в правдивом рассказчике, поскольку они напоминают о смерти и мучении могилы”. Его спросили: “Если бы ты увидел правдивого рассказчика, то сидел бы с ним?!” Он ответил: “Нет”. См. “аль-Хауадис” 112, “Тахзир аль-хаууас” 251, 255.
Таким образом, из этого сообщения видно, что имам Ахмад сделал разницу между къуссасами, выделив именно правдивого из их числа!
Во-вторых, в этой версии говорится, что на вопрос о том, сидел бы он сам с правдивым рассказчиком, он отвечает, что нет, не сидел бы. То есть, несмотря на то, что сам Ахмад говорит о нужде людей в правдивом рассказчике, он не сидел бы с ним и не тратил бы свое время на это. И это также поясняет то, какой он дал совет тому, кто сидел с къуссасами, когда ответил: “Скажи своему брату, чтобы читал Коран, поминал Всевышнего Аллаха и изучал хадисы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “аль-Мадхаль” 2/149.
Условия, дозволяющие использовать къысас в призыве
На основании всего изложенного следует, что в основе къысас в религии является запретным нововведением, которое саляфы сильно порицали! Причина этого в том, что къысас – это путь иудеев, которые стали использовать их после того, как впали в заблуждение, как об этом сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, когда сыны Исраиля были погублены, они стали рассказывать истории». Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 1681, ат-Табарани в “аль-Кабир” 3705.
Также причина этого в том, что къысас – это нововведение (бид’а) в религии, которого не было при пророке (мир ему и благословение Аллаха). Ибн ‘Умар говорил: “Не рассказывали рассказов ни во время пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни во время Абу Бакра, ни во время ‘Умара, ни во время ‘Усмана. Впервые появились рассказы тогда, когда произошла смута (фитна)”. Ибн Абу Шайба 5/290, Абу Ну’айм 164. Хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Тахзир аль-хаууас” 60, “Сахих аль-Мауарид” 97-111.
Однако общие тексты относительно данной темы указывают на то, что само понятие «къысас» и «къуссас» не являются запретными сами по себе, и если использовать это в рамках, установленных шариатом, то это является дозволенным. Если кто-либо из проповедников обладает знанием и в своей основе в качестве призыва использует только Коран и Сунну, однако изредка и в нужный момент приведет событие, или рассказ, который имел место, то нет в этом ничего запретного. Доводом этому является то, что передается от ‘Али ибн Абу Талиба, о чем рассказывал ‘Абдуллах ас-Сальми: “Однажды ‘Али ибн Абу Талиб увидел человека, который рассказывал рассказы и спросил его: «Ты можешь отличать отменяющее от отмененного?!» Он ответил: “Нет”. ‘Али сказал: “Тогда ты губишь себя и других!” Абу Хайсама в “Китаб аль-‘ильм” 130, аль-Байхакъи в “Мифтах аль-джанна” 45. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Имам Ибн Абу ‘Асым сказал: “В этом указание на дозволенность проверки знания рассказчика”. См. “аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр” 36.
Поэтому имам Ибн аль-Джаузи в «аль-Къуссас уаль-музаккирин» сказал: “Поистине, къысас порицали по причине увлечения ими в противовес Корану и фикъху, или же порицали того, кто рассказывал къысас, не обладая знаниями”.
Что же касается того, кто будет обращаться с рассказами, по случаю каких-то важных событий в общине мусульман, то для этого помимо упомянутых условий также необходимо и дозволение правителя мусульман, как на это указывает Сунна! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не рассказывает людям къысас никто, кроме правителя мусульман, того, кому повелел правитель, или выставляющего себя напоказ!» Ахмад 6661, Абу Дауд 3665, Ибн Маджах 3753. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Хайсами, хафиз аль-‘Иракъи, имам ас-Суюты, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут.
Абу ‘Амир аль-Хузани рассказывал: “Однажды я отправился совершить Хадж с Му’ауией ибн Аби Суфьяном, а когда мы прибыли в Мекку, ему сообщили о том, что рассказчик из племени бану Махзум обращается с рассказами к жителям Мекки. Тогда Му’ауия послал за ним, и когда его привели, он сказал ему: «Тебе было велено это делать?!» Тот ответил: «Нет». Му’ауия сказал: «Тогда что тебя побудило обращаться к людям без моего согласия?!» аль-Хаким в “аль-Мустадрак” 1/128, Ибн Наср в “ас-Сунна” 51. Иснад хороший.
Когда Мухаммад ибн Сирина попросили рассказывать къысас, он ответил: “Я не правитель, и мне не велел делать это правитель, поэтому я боюсь, что окажусь глупцом (сделав это)!”
Имам Ибн Абу ‘Асым сказал: “Если кто-либо из къуссасов станет рассказывать что-либо без дозволения правителя мусульман (амира), то правитель обязан ему это запретить! Ведь обращающийся с рассказами без ведома правителя – притворщик, горделивец и выставляющий себя напоказ! Все эти состояния порицаемы, и правитель обязан это запрещать!” См. “аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр” 46.
Таким образом, если что-то рассказывает тот, кто обладает знанием и рассказывает то, что действительно имело место быть, и делает это изредка, тогда как основа в его призыве – это Коран и Сунна, тогда нет в этом ничего порицаемого! В частности к этому можно отнести приведение исторических событий, а также приведение примера какого-то случая для разъяснения и более глубокого усвоения какого-либо шариатского положения.
Также из этой главы становится ясно, что название «къасс» или «къуссас» сами по себе не являются упреком и порицаемыми. И среди саляфов были известные имамы и передатчики хадисов, которых описывали тем, что они были къуссасами. Например, в книге «Тахзиб ат-тахзиб» хафиза Ибн Хаджара сказано: Имам Ахмад говорил: “Сабит аль-Бунани удостоверялся в хадисах, и он рассказывал къыссас, также и Къатада рассказывал къысас”. Имам аз-Зухри о ‘Аизу-Ллах ибн ‘Амре говорил: “Был къасом жителей Шама и их судьей”. Также сказано о Са’иде ибн Хасане аль-Махзуми: “Был къасом жителей Мекки, а Ибн Ма’ин, Абу Дауд и ан-Насаи сказали о нем: «Он правдивый»”. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 2/3, 4/15, 5/74.
Заключение
Са’д ибн Абу Уаккъас рассказывал: “Когда пророку (мир ему и благословение Аллаха) был ниспослан Коран, он долго читал его людям, и они сказали: “О посланник Аллаха, рассказал бы ты нам какие-нибудь истории”. Тогда Аллах ниспослал аяты: «Алиф, лям, ра. Это – аяты ясного Писания. Воистину, Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке, чтобы вы могли понять его. Мы рассказываем тебе наилучшие истории» (Юсуф 12: 1-3). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) опять долго читал его людям, пока они не сказали: “О посланник Аллаха, поведал бы ты нам рассказы”. И тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Аллах ниспослал наилучшее повествование – Писание, аяты которого сходны и повторяются» (аз-Зумар 39: 23). Ибн Абу Хатим 11323, аль-Баззар 1152. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Хаджар и шейх Мукъбиль.
Обратите внимание, о мусульмане, на этот великий хадис! В данном хадисе содержится ясное указание на то, что является наилучшими рассказами и историями, в которых есть польза для людей. Ведь каждый раз, как сподвижники просили пророка (мир ему и благословение Аллаха) о рассказах и историях, Всевышний Аллах ниспосылал им аяты Корана, ибо Коран содержит в себе наилучшие рассказы!
И даже тем правдивым къуссасам из числа саляфов, которых не порицали и чьи собрания посещали некоторые сподвижники, предостерегали от излишества в къысас, основанных не на Коране. Къайс ибн Са’д рассказывал: “Однажды пришел Ибн ‘Аббас, когда ‘Убайд ибн ‘Умайр рассказывал истории, и стал ему читать: «Помяни в Писании Ибрахима» (Марьям 19: 41). «Помяни в Писании Исма’ила»(Марьям 19: 54). «Помяни в Писании Идриса» (Марьям 19: 56)”. ‘Абд ибн Хумайд в “ат-Тафсир”. См. “Тахзир аль-хаууас” 57.
Как мы видим, Аллах не обделил людей тем, в чем они нуждаются из историй и рассказов. Однако эти истории наполнены мудростью и шариатским знанием, приносящим пользу, тогда как истории и рассказы, передаваемые из уст в уста невежественных людей, хоть и призывают к богобоязненности, прощению и покаянию, однако в то же время они наполнены несоответствием религии, которое несведущие люди разглядеть не могут. Это формирует в них искаженное понимание религии в целом, что впоследствии приводит к заблуждению.
Шариатские тексты обращаются к сердцу и разуму человека, и они не оставляют одно из этого, всецело обращаясь к другому, тогда как рассказчики в своих историях в основном обращаются к чувствам, воодушевляя эмоционально и вызывая слезы из глаз. Но неужели шариатские тексты недостаточно эффективны, чтобы побудить людей к покаянию, аскетизму, нравственности и всему благому?! Неужели исламская община в ущерб Корану и Сунне нуждается в душераздирающих историях и рассказах для того, чтобы истину считать истиной, а ложь — ложью, чтобы принимать обязанности и отказаться от греха?!
Однако проблема рассказчиков состоит в том, что шайтан их обманывает, говоря, что новообращенные мусульмане и неверные не воспринимают Коран и Сунну так, как они воспринимают рассказы. Шайтаны внушили им, что невежественным мусульманам неинтересно слушать уроки по единобожию, по вопросам фихъха, запретного и дозволенного, и что это только отвратит их от религии, отдалит от покаяния и погасит в их сердцах ту искру интереса, которую они проявляют к Исламу. Поэтому они и пытаются разжечь эту искорку в большое пламя своими историями и рассказами. Однако они не думают о том, что подобное пламя, разожженное на чувствах и эмоциях, так же быстро тухнет, как и разгорается. Этим рассказчикам следовало бы задуматься о том, посредством чего призывал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) как неверных, так и мусульман, будь это новообращенные или же устоявшиеся мусульмане!
Но даже если и допустить то, о чем говорят къуссасы, что невежественным мусульманам тяжело слушать уроки про единобожие и они желают рассказов, то разве нет рассказов в Коране и Сунне?! Разве рассказов из Корана и Сунны не предостаточно?! Сколько поучительных и куда более интересных рассказов содержится в одном только Коране о пророках, о предыдущих общинах и отдельных людей. Ведь все эти рассказы – истина, и в них содержится множество пользы в отличие от большинства историй къуссасов, достоверность которых под большим сомнением!
Или же истории из жизнеописания пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), и многочисленные события из жизни его сподвижников. Ведь все это интереснее, чем различные рассказы, тем более жизнеописание пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников является важнейшим религиозным знанием, которое помогает понять то, как понимали и применяли в жизни установления шариата сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники! Имам Ибн аль-Джаузи говорил: “Основой всего знания и самой полезной наукой является изучение жизнеописания (сиры) посланника (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников! «Это – те, кого Аллах повел прямым путем. Следуй же их прямым путем» (аль-Ан’ам 6: 90)”. См. “Сайд аль-хатыр” 64.
Также к этому можно отнести сообщения из жизни праведных имамов, в которых также содержится много пользы и наставлений. Однако чтобы это все рассказывать, надо ведь сначала все это знать, тогда как беда рассказчиков в их невежестве сопровождаемом благими намерениями.
И конечно же призывающему следует рассказывать не все события из жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сподвижников, опираясь при этом на любые источники, ибо в таком случае это будет подобно поступкам къуссасов, не отличающих ложное от достоверного и передающих все подряд, не утруждая себя в выяснении достоверности рассказываемого ими. Поэтому призывающему следует стараться опираться только на известные своей достоверностью и проверенные сообщения.
И хотелось бы обратиться с наставлением к мусульманам в отношении того, что если некий призывающий мусульманин излишне увлекается къысас, то не следует спешить обвинять его в заблуждении и предостерегать от него, ведь может человек не знает положение этого вопроса в Исламе. Следует до него донести это и в мягкой, мудрой форме сделать наставление, чтобы он взял Коран и Сунну в понимании праведных предшественников за основу своего призыва, и использовал рассказы как дополнение, но ни в коем случае не как основу. А Всевышний Аллах сказал: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим!» (аз-Зарият 51: 55).
И в заключении, мы воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи и всем его сподвижникам!
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Увещевай же с помощью Корана тех, кто страшится Моей угрозы!» (Къаф 50: 45).
Литература
1. «аль-Музаккир уа-ттазкир уа-ззикр» Ибн Аби ‘Асым.
2. «ас-Сунна» Ибн Наср аль-Маруази.
3. «Китаб аль-Бида’» Ибн Уаддах аль-Андалуси.
4. «Тахзир аль-хаууас мин аказиб аль-къуссас» Джамалюддин ас-Суюты.
5. «Тарих аль-къуссас уа асарухум филь-хадис ан-набауи уа ара аль-‘уляма фихим» Мухаммад ас-Саббагъ.
6. «ад—Да’уа иля—Ллах билль—мау’иза аль—хасана, ля биль—къысас» Са’д аль-Хусайн.
7. «аль-Аджиба аль-муфида ан асидя аль-манахидж аль-джадида» Салих аль-Фаузан.
8. «Лямма дураруль-мансур мин къауль аль-масур филь-и’тикъад уа-ссунна» Джамаль ибн Фурайхан аль-Хариси.
9. «аль-Кауашиф аль-джалия ли фурукъи байна саляфия уа-дда‘ауатиль-хизбийа аль-бид‘ия»Мухаммад ибн Рамазан аль-Хаджири и Халид ибн ‘Абдуль-А’ля аль-Мисри.
[1] Распространять информацию о совершенных грехах запрещено даже тому, кто не совершал сам этого греха! ‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Тот, кто рассказывает о своих пошлостях и тот, кто услышав их, передает это другим, одинаково грешны!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 324. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.
Шубайль ибн ‘Ауф говорил: “Было сказано: «Тот, кто услышал о мерзостях и распространил это, подобен тому, кто начал это!»” аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 325. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Сообщается, что ‘Ата считал необходимым наказывать тех, кто распространял слухи о прелюбодеянии, и говорил: “Они распространяют пошлости!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 326. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Серия «ад-да’уату-ссаляфия» часть 17
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(244)