Маджаз
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Маджаз в текстах Корана и Сунны, это вещь о которой говорят ахль-бидъа (приверженцы нововведений) из числа муътазилитов, ашъаритов, матуридитов и подобных им. В Короне и Сунне не существует маджаза. Приведем для начала один пример на словах Всевышнего Аллаха:
وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ
«Преклоняй пред ними крыло смирения»
Шейх Шанкиты, да смилуется над ним Аллах, говорил в «Адуа аль-баян»: Что касаетсяслова Всевышнего:
وَاخْفِضْ لَهُمَا جَنَاحَ الذُّلِّ
«Преклоняй пред ними крыло смирения». Слово «джанах» – крыло используется в прямом смысле. Так как в языке, слово крыло используется со смыслом человеческая рука, его предплечье и подмышка. Всевышний говорит:
وَاضْمُمْ إِلَيْكَ جَنَاحَكَ مِنَ الرَّهْبِ
Прижми к себе руку, чтобы избавиться от страха.(Ал-Къасас 28: 32).
Также слово (ихъфид) «приклоняй» также используется в прямом смысле, то есть то, что противоречит (рафъ) «поднятию», так как желающий ударить поднимает свои крылья. А тот же кто проявляет смирение и скромность преклоняет свои крылья. И под приказом приклонять крылья перед родителями, (киная) имеется ввиду мягкое отношение к ним и смиренность перед ними. Как сказал Всевышний своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
وَاخْفِضْ جَنَاحَكَ لِلْمُؤْمِنِينَ
«Опусти свои крылья перед верующими (будь добр и милосерден к ним)» (Аль-Хиджр 15: 88)
Арабы используют выражение «опустить или приклонять крылья» и имеют в виду смирение и мягкость. И это известно среди них. Как говорил один из поэтов:
أنت الشهير بخفض الجناح فلا تك في رفعه أجدلا
Ты известен своей скромность Не будь же подобно соколу
Что касается «идафы» добавления крыла к смирению, то в этом нет «маджаза» метафоры, как об этом думает некоторые. Так как это добавление подобно словам: «حاتم الجود», щедрый Хатим.
Поэтому смысл будет такой: «Приклоняй перед ними смиренное крыло»
Ученый ибн Аль-Кайим, да смилуется над ним Аллах, говорил в кнеге «Ас-Сауаъикъ»: « «Смысл добавки крыла к смирению в том, что смирение имеет смысловое крыло, соответствующее ему, а не крыло с перьями. Аллаху знает лучше», и в этом разъяснение смысла смирения крыла.
Поэтому, (идафа) т.е. добавка крыла к смирению, является идафой описываемого к описанию, как мы уже разъяснили, а знание у Аллаха»
Говорил Шейх Ибн Усеймин:
«… Аллегория (маджаз) не утверждается, кроме как после следующих четырех условий:
• Верное доказательство (из контекста Корана и Сунны), указывающее на переход от истинного смысла слов, к аллегории.
• Доказательство на возможность слова, нести тот аллегорический смысл, который ему приписывают, со стороны языка.
• Указание на то, что слово несет этот приписываемый ему аллегорический смысл, со стороны конкретного контекста в котором оно находится. Так как вероятность аллегории, к какому либо смыслу вообще, не делает обязательным эту вероятность в любом контексте, потому как контекст и обстоятельства могут исключать некоторые смыслы, которые может нести слово в необусловленных обстоятельствах.
• Необходимость пояснения доказательства, на то, что выражаемое из аллегорических смыслов есть то, что им приписывается. Так как вполне вероятно, что выражаемое может нести абсолютно другой смысл, о котором никто не подозревает, поэтому необходим ясный довод на то, что ими конкретно утверждается». (См. книгу «Сокращения Хамавийской фатвы»)
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
(842)