Главная Фикх Очищение Действия, которые нарушают омовение
Действия, которые нарушают омовение

Действия, которые нарушают омовение

755
2

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

1. Справление малой и большой нужды

Всевышний Аллах сказал: «…если кто-либо из вас пришел из уборной…» (аль-Маида 5: 6).

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что справление малой и большой нужды нарушают омовение”. См. «аль-Иджма’» 17.

2. Выход газов из анального отверстия

Сообщается, что после того как Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение», один человек спросил: “А что такое осквернение (хадас), о Абу Хурайра?” На что он ответил: “Тихое или громкое испускание ветров”. аль-Бухари 135.

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что выход газов из анального отверстия нарушает омовение”. См. “аль-Аусат” 1/137.

3. Выделение мани, мази и уади

Мани – это сперма;

Мази – смазка, выделяющаяся при возбуждении;

Уади – жидкость белого цвета, выделяющаяся обычно после справления малой нужны.

‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У меня часто выделялась жидкость (мази), и однажды я попросил аль-Микъдада спросить об этом пророка (мир ему и благословение Аллаха), на что он ему ответил: «Следует помыть половой орган и совершить омовение»”. аль-Бухари 132, Муслим 303.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “После выхода мани необходимо совершить полное омовение (гъусль), а после выделения мази и уади необходимо совершить малое омовение. Следует помыть головку члена и совершить омовение”. ‘Абдур-Раззакъ 610, аль-Байхакъи 1/115. Иснад достоверный.

4. Глубокий сон

Относительно того, нарушает ли сон омовение или нет, и каким должен быть сон, чтобы испортилось омовение, существует восемь мнений. Однако наиболее сильным является мнение тех ученых, которые говорят, что сон делает омовение недействительным однозначно, уснул человек сидя или лежа, если он уснул так, что перестал слышать голоса.

От ‘Али ибн Абу Талиба сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Глаз – сторож для заднего прохода, и кто уснул, пусть совершит омовение». Ибн Маджах 887, Абу Дауд 203. Хафиз аль-Мунзири, Ибн ас-Саллях, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Сафуан ибн Ассаль рассказывал: “Когда мы отправлялись в поездку, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нам не снимать носки в течение трех дней и ночей ни после отправления малой или большой нужды, ни после сна. Снимать их нужно было только в случае полового осквернения”. ан-Насаи 1/32, ат-Тирмизи 3535, Ибн Маджах 478. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Абу Хурайра сказал: “Тот, кто крепко уснул, обязан взять омовение”. аль-Байхакъи, см. “аль-Аусат” 1/145. Достоверность подтвердил имам ад-Даракъутни.

Т.е. справление малой и большой нужды, а также сон нарушают омовение, но не нарушают масх (обтирание носков), в связи с чем дозволено при омовении совершать масх. Однако половое осквернение нарушает масх и их необходимо снять для того, чтобы совершить полное омовение (гъусль).

Однако если человек слегка задремал, то его омовение не нарушено. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что “однажды он совершал ночную молитву с пророком (мир ему и благословение Аллаха) и когда он засыпал, пророк (мир ему и благословение Аллаха) брал его за мочку уха. И так они совершили одиннадцать рак’атов”. Муслим 1/185.

Также Ибн ‘Аббас сказал: “Омовение обязательно для каждого, кто уснул, кроме того, кто слегка задремал”. ‘Абдур-Раззакъ 479. Иснад хороший.

А что касается хадиса Ибн ‘Аббаса: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) заснул и спал, пока не начал храпеть, а потом проснулся и начал молиться, не совершив омовения” аль-Бухари 138, это являлось исключением лишь для посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как сказал имам ан-Науауи, ибо он во время сна себя контролировал, поскольку спали его глаза, но не сердце, как говорил это сам пророк (мир ему и благословение Аллаха).

5. Опьянение, потеря сознания, сумасшествие

Если человек упал в обморок, или потерял рассудок, или же был пьян, то в подобных случаях его омовение нарушено по единогласному мнению ученых (иджма’), как об этом сказал имам Ибн аль-Мунзир. См. “аль-Аусат” 1/155.

6. Употребление верблюжьего мяса

Джабир ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Должен ли я совершить омовение после того, как поем баранину?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если хочешь». Тот спросил: “А должен ли я совершить омовение после того, как поем верблюжатину?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да»”. Муслим 1/285.

Также от аль-Бара ибн ‘Азиба сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте омовение после употребления верблюжатины!». Ахмад 4/303. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Ахмад, Исхакъ ибн Рахауейх, аль-Байхакъи, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и другие. А имам Ибн Хузайма сказал: “Я не видел, чтобы ученые в области хадисов сомневались относительно достоверности данного хадиса”. См. “Сыфа аль-уду” 71.

Имам ан-Науауи сказал: “Имамы Ахмад и Ибн Рахауейх говорили, что от пророка (мир ему и благословение Аллаха) достоверно передается два хадиса о велении совершать омовение после употребления верблюжатины, а это хадис Джабира и аль-Бары. Этот мазхаб сильнее доводом, несмотря на то, что большинство ученых противоречат этому. Отвечая на хадис Джабира, они говорят, что последним велением пророка (мир ему и благословение Аллаха) было оставление омовения после употребления того, чего касался огонь. Однако это обобщенное положение, тогда как хадис о велении совершать омовение после верблюжатины является конкретизирующим, а конкретизирующему (хасс), отдается предпочтение перед обобщенным (‘амм)”. См. “Шарх Сахих Муслим” 4/65.

Что касается очень распространенной истории, в которой якобы разъясняется причина совершения омовения после употреблении верблюжатины, то она является ложной, не имеющей никакой основы. Эта история такова: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) ел со своими сподвижниками верблюда и почувствовал запах газа. Затем постеснявшись сказать об этом перед людьми и чтобы не смущать выпустившего газ, он сказал: «Тот, кто поел верблюжатину, пусть совершит омовение».

Эта история недостоверна иснадом и ложна со стороны содержания. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1132.

Однако мудрость веления пророка (мир ему и благословение Аллаха), совершать омовение после употребления верблюжатины может содержаться в следующих хадисах:

От Халида ибн Ма’дана сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, верблюды созданы из шайтанов, и поистине, на каждом верблюде находится шайтан!» Са’ид ибн Мансур. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 1579.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На спине каждого верблюда находится шайтан, и когда вы будете садиться на них верхом, то поминайте имя Аллаха». Ахмад, ан-Насаи, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4031.

Однако это не означает, что верблюжатину есть запрещено!

7. Прикосновение к половому органу

Относительно того, нарушает ли прикосновение к своему половому органу омовение, среди ученых существовало несколько мнений.

Одни ученые считали, что прикосновение к половому органу нарушает омовение однозначно, если между рукой и половым органом не было преграды. Другие считали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения вообще. Третьи считали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения, однако совершение омовения после этого желательно. Четвертые говорили, что следует просто помыть руки и все. Пятые считали, что речь идет о том случае, когда прикосновение к половому органу было с вожделением.

Главным доводом тех ученых, которые говорили, что прикосновение к половому органу нарушает омовение, является хадис:

‘Уруа ибн аз-Зубайр рассказывал, что однажды он зашел к Маруану ибн Хакаму и они стали говорить про омовение. Маруан сказал: “Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение”. ‘Уруа сказал: “Я это не знаю”. Маруан сказал: “Бусра бинт Сафуан сказала мне, что слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение»”. Малик 1/42/15, Ахмад, 6/406, Абу Дауд 181, ат-Тирмизи 82, аль-Хумайди 352.

Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, Ибн Ма’ин, ат-Тирмизи, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи, аль-Хазими, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн Хаджар, ас-Суюты, шейх аль-Альбани и мн. др. См. “ат-Тальхыс” 1/123, “Ируауль-гъалиль” 116.

А хафиз ас-Суюти вообще сказал, что данный хадис относится к категории мутауатир (передающийся множественными путями), а Къады Абу ат-Тайиб сообщил, что этот хадис передавали девятнадцать сподвижников от пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. “Файдуль-Къадир” 6/237.

Что же касается тех ученых, которые считали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения, то они опирались на следующий довод:

Талькъ ибн ‘Али рассказывал: “Однажды один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Должен ли человек совершить омовение после прикосновения к половому органу?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, ибо это часть твоего тела». Абу Дауд 182, ат-Тирмизи 85, ан-Насаи 165.

Однако в отличии от предыдущего хадиса о необходимости совершения омовения при прикосновении к половому органу, ученые сильно разногласили в достоверности этого хадиса. Несмотря на то, что некоторые имамы, среди которых Ибн Хиббан, ат-Тахауи, шейх аль-Альбани, подтвердили его достоверность, такие ученые, как Абу Зур’а, Абу Хатим, аш-Шафи’и, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи, Ибн аль-Джаузи и другие, считали этот хадис слабым. См. “Найлюль-аутар” 1/191.

А имам ан-Науауи вообще говорил, что ученые единогласны в слабости этого хадиса. См. «аль-Маджму’» 2/42.

Однако, конечно же это ошибка, так как ученые не были единогласны в слабости этого хадиса. Но все же, хадис: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение» достовернее, чем хадис Талькъа однозначно! Имам аль-Байхакъи сказал: “Достаточно для превосходства хадиса Бусры над хадисом Талькъа того факта, что два шейха (аль-Бухари и Муслим) не опирались ни на одного передатчика хадиса Талькъа. Что же касается передатчиков хадиса Бусры, то аль-Бухари и Муслим опирались на них всех!” См. “Ма’рифатиу-ссунан уаль-асар” 1/234.

Во-вторых, в одной из версий хадиса Талькъа, которую приводит Абу Дауд № 183, сообщается: “О пророк Аллаха, нарушается ли омовение после прикосновения к половому органу в намазе?”

Исходя из этой версии хадиса, можно предположить, что речь шла о прикосновении к половому органу именно через одежду, поскольку совершающий молитву человек, делает это в основном через одежду. И это мнение также подкрепляется хадисом: «Если кто-либо из вас прикоснется к своему половому органу не через одежду, то пусть совершит такое же омовение, как для молитвы». ад-Даракъутни 1/147, аль-Байхакъи 1/133. Хадис хороший. См “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1235.

Кстати имам аш-Шаукани относительно этого хадиса сказал: “Это указывает на обязательность совершения омовения (после прикосновения к половому органу), и этот хадис опровергает мнение тех, кто сказал о желательности (совершения омовения после прикосновения к половому органу)”. См. “Найлюль-аутар” 1/192.

В-третьих, хадис Талькъа – это ответ на вопрос, тогда как хадис: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение», является велением, обращенным к умме, что считается сильнее доводом!

В-четвертых, мнение о том, что прикосновение к половому органу нарушает омовение, принадлежит большинству сподвижников, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, Абу Хурайра, ‘Аиша, Са’д ибн Аби Уаккъас. См. “аль-Аусат” 1/193, “Найлюль-аутар” 1/189.

В-пятых, многие ученые, которые считали хадис Талькъа достоверным, говорили, что это положение, что прикосновение к половому органу не нарушает омовение, является отмененным. Имам Ибн Хиббан писал: “Хадис Талькъа является отмененным, поскольку Талькъ ибн Али прибыл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в начале первого года по хиджре, когда мусульмане строили мечеть посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Медине. А хадис, с велением совершать омовение после прикосновения к половому органу также передается и от Абу Хурайры. А Абу Хурайра принял Ислам в седьмом году по хиджре, что указывает на то, что хадис Абу Хурайры был после хадиса Талькъа”. См. “ат-Та’ликъат аль-хисан” 2/389.

Имам Ибн Хазм писал: “Хадис Талькъа достоверный, однако, в нем нет доказательства по нескольким причинам. Во-первых, на этот хадис опирались до того, как пришло веление совершать омовение после прикосновение к половому органу, и нет сомнения в том, что это сообщение является отмененным (мансух). Во-вторых, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Это только часть твоего тела», являются ясным доказательством на то, что это было до веления совершать омовение после прикосновения к половому органу. И если бы это произошло после, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал бы такого, и обязательно указал бы на предыдущее веление”. См. “аль-Мухалля” 1/139.

Шейх Ибн Баз во время урока «Шарх Булюгъ аль-марам» сказал: “Прикосновение к половому органу не нарушало омовение в начале Ислама, затем это было отменено хадисом Бусры. И хадис Бусры достовернее, чем хадис Талькъа, и прикосновение к половому органу нарушает омовение!”

Также о том, что хадис Талькъа отменен говорили такие имамы, как ат-Табарани в “аль-Кабир” 8/402, аль-Хазими в “аль-И’тибар” 77, аль-Байхакъи в “аль-Хиляфият” 2/289 и Абу Бакр ибн аль-’Араби в «‘Аридатуль-ахуази» 1/117.

И действительно, ведь в хадисе Талькъа пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал причиной не нарушения прикосновения к половому органу то, что это часть тела, т.е. нет разницы, к чему бы ни прикоснулся человек на своем теле. А хадис: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение», обязательно должен был быть после этого, поскольку половой орган так и остался частью тела, однако к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришло знание о том, что прикосновение к половому органу нарушает омовение!

Таким образом, это мнение самое аргументированное и сильное из всех существующих по этому поводу. И это веление относится как к мужчинам, так и к женщинам, поскольку в одной из версий этого хадиса сообщается: «Любой мужчина, прикоснувшийся к своему половому органу, должен совершить омовение, и любая женщина, прикоснувшаяся к своему половому органу, должна совершить омовение». Ахмад 1/177, аль-Байхакъи 1/132. Иснад хадиса хороший.

И об этом же говорила и ‘Аиша: “Если женщина прикоснулась к своему половому органу, то ей надлежит совершить омовение”. аш-Шафи’и 90. Достоверность подтвердили имамы аль-Байхакъи и аль-Хаким.

А что касается мнения тех, кто истолковал слово «омовение» в хадисе: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение», как мытье рук, то такое понимание опровергает версия: «пусть совершит такое же омовение, как для молитвы». Имам Ибн Хаббан говорил: “Если бы в этих хадисах шла речь о простом мытье рук, как это заявляют некоторые люди, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал бы: «Пусть возобновит омовение». А такое веление относится только к омовению, которое необходимо совершать для молитвы”. См. “ат-Та’ликъат аль-хисан” 2/385.

Ученые, считающие, что прикосновение к половому органу делает омовение недействительным, разошлись в вопросе: «Любое прикосновение делает омовение недействительным или же только сознательное?» Те, кто считал, что омовение нарушает только сознательное прикосновение, опирались на аят: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» (аль-Ахзаб 33: 5).

Другие же ученые ответили на это тем, что в подобных аятах и хадисах, в которых указывается на прощение того, что было совершено по ошибке, забывчивости и принуждению, речь идет о прощении греха, а не о спадании законоположения. Как например тот, кто в молитве выпустил воздух не совершил греха, однако он обязан возобновить омовение и молитву.

Также ученые считающие, что омовение нарушает только сознательное прикосновение, опирались на слово: «прикоснулся» (масс), что арабы использовали в отношении того, что делалось сознательно. Однако в хадисах о прикосновении к половому органу нет никаких разделений между сознательным и случайным прикосновением. Это можно сравнить и с прочими нарушениями омовения, как например случайный выход газов. Имам Ибн аль-Мунзир писал: “Необходимо, чтобы те, кто следует хадису о том, что прикосновение к своему половому органу нарушает омовение, не делали разницу между осознанным и случайным прикосновением, как это и в прочих нарушениях омовения!” См. “аль-Аусат” 1/164.

Омовение нарушает только прикосновение к своему половому органу, ибо нет никакого указания на то, что прикосновение к другому половому органу или же к анальному отверстию нарушает омовение, кроме аналогии.

8. Малое омовение делает недействительным все то, что делает недействительным и большое (гъусль)

К этому относится: семяизвержение (любым способом); половой акт (даже если не было семяизвержения); менструация и послеродовое кровотечение. В том, что нарушение большого омовения делает недействительным и малое, нет среди ученых разногласий. См. «аль-Иджма’» 31.

«Ислам-Форум»

Дополнительный статья

Омовение нарушает выделения  из половых органов (как мужчины, так и женщины) или заднего прохода. Из этого упомянем:

1) Все, что выходит двумя путями:

В число таких выделений входят следующие:

1) моча

2) экскременты,

Аллах Всевышний сказал:

﴿. . . أو جاء أحد منكم من الغائط . . ﴾

«… если кто-либо из вас пришел из уборной…», это – доказательство того, что такое действие обязывает совершить омовение заново.

3) выход газов из заднего прохода.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ لا يقبل الله صلاة أحدكم إذا أحدث حتى يتوضأ ﴾

«Аллах не принимает молитву того из вас, который  осквернился, пока он не совершит омовение заново». (Один) человек из Хадрамаута спросил Абу Хурайру: «А что значит «осквернился», о Абу Хурайра?» Он ответил:

«Тихое или громкое испускание кишечных газов». Этот хадис также передали аль-Бухари 135, Муслим 2/225, Абу Дауд 60 и ат-Тирмизи 76.

Он, да будет доволен им Аллах, также сообщил что, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ إذا وجد أحدكم في بطنه شيئا فأشكل عليه أخرج منه شئ أم لا ؟ فلا يخرجن من المسجد حتى يسمع صوتا أو يجد ريحا ﴾

رواه مسلم .

«Если кто-то  из вас почувствует беспокойство в животе и не уверен, выпустил он  газы или нет, так пусть не покидает мечеть, если он не услышит звук или не почувствует   запах». Этот хадис  передал Муслим 362.

Слышать звук или чувствовать запах газа  – не является условием нарушения омовения. Здесь имеется в виду, что нужно быть уверенным, что что-то вышло.

4, 5, 6)  «аль-Мани», «аль-Мазьи» и «аль-Вадьи»

Относительно «аль-Мазьи», посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ فيه الوضوء ﴾

«Совершайте после него омовение».

Ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Что же касается «аль-Мани», то это требует купания».

А относительно «аль-Мазьи» и «аль-Вадьи», он сказал: «Помой свои половые органы и совершай (такое же) омовение (какое ты совершаешь для) молитвы». Этот хадис передал имам аль-Байхакъи 1/169  в книге «ас-Сунан».

2. Глубокий сон, во время которого человек отключается от внешней среды

Если человек не держал свое седалище прижатым к полу во время сна, то ему следует совершить омовение (заново).

Передают, что Сафвàн ибн ‘Ассàль, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

﴿ كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يأمرنا إذا كنا سفرا ألا ننزع خفافنا ثلاثة أيام ولياليهن إلا من جنابة ، لكن من غائط وبول ونوم ﴾ رواه أحمد والنسائي والترمذي وصححه .

«Во время поездки, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел нам не снимать кожаные носки в течение трех дней и ночей, если мы не были в (большом) осквернении[1]». Этот хадис передали Ахмад 4/240, ан-Насаи 1/83-84 и ат-Тирмизи 96 и Ибн Хузейма 196, которые  подтвердили его достоверность.[2]

Если во время сна ягодицы были плотно прижаты к полу  ни на что не опираясь, то заново омовение совершать не нужно. Об этом говорится в хадисе от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал:

﴿ كان أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم ينتظرون العشاء الاخرة حتى تخفق رؤوسهم ثم يصلون ولا يتوضئون ﴾  رواه الشافعي ومسلم وأبو داود والترمذي ،

«Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задерживались в мечети ожидая вечернюю молитву /’ишаъ/ пока не начинали кивать головами вверх и вниз (от сонливости и сна), после чего становились на молитву не обновляя омовение». Этот хадис передали аш-Шафи’и, Муслим 376, Aбу Дауд 200, ат-Тирмизи 78, аль-Байхакъи 585.

В той версии этого хадиса, которую передал ат-Тирмизи от Шу’бы сказано:

﴿ لقد رأيت أصحاب رسول الله صلى الله عليه وسلم يوقظون للصلاة حتى لاسمع لاحدهم غطيطا ، ثم يقومون فيصلون ولا يتوضئون﴾

«Я  видел сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спящих до такой  степени, что можно было слышать храп некоторых из них, но они становились после этого на молитву не совершая (нового) омовения».

(‘Абдуллах) ибн аль-Мубарак сказал: «По нашему мнению, в это время они сидели».

3. Потеря сознания

(У того, кто) потерял сознание, нарушается омовение независимо от причины этого: безумия, ослабевания, опьянения, или из-за воздействия лекарств. Также не имеет значения, сколько времени продолжалось это, плотно ли он сидел на земле или нет, и так далее. В таком состоянии человек отключается от внешней среды более чем во время сна. У ученых  единое мнение по этому вопросу.

4. Прикосновение к половым органам руками, без какого либо препятствия  между ними

Передают со слов Йусры бинт Сафван, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ من مس ذكره فلا يصل حتى يتوضأ  ﴾  رواه الخمسة وصححه الترمذي

«Пусть не молится тот, кто коснулся половых органов, пока не совершит омовение». Этот хадис передали Абу Дауд 181, ат-Тирмизи 82, ан-Насаи 1/100 и Ибн Маджах 479, а ат-Тирмизи подтвердил его достоверность. Аль-Бухари сказал, что это наиболее достоверное сообщение на эту тему. Этот хадис также передали Малик, аш-Шафи’и, Ахмад и другие[3].

Абу Дауд  сказал: «Я спросил у Ахмада: «Но хадис от Йусры ведь недостоверный?!» Он сказал: «Конечно он достоверный».

В той версии этого хадиса, которую передали Ахмад 26033 и ан-Насаи 164, говорится:

«Йусра слышала как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

﴿ ويتوضأ من مس الذكر ﴾

«Совершить омовение следует тому, кто коснулся своих половых органов».

Здесь это носит общий характер и относится к прикосновению, как к собственным, так и к чужим половым органам.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ من أفضى بيده إلى ذكر ليس دونه ستر ، فقد وجب عليه الوضوء ﴾ رواه أحمد وابن حبان والحاكم وصححه هو وابن عبد البر

«Кто коснулся половых органов без какого либо препятствия[4] должен совершить омовение». Этот хадис передали Ахмад 2/333, Ибн Хиббан 1118 и аль-Хаким 472, который расценил его как достоверный так же, как и Ибн ‘Абдуль Барр.

Ибн ас-Сакин сказал: «Этот хадис – лучшее, что было передано на эту тему».

В той версии этого хадиса, которую передал аш-Шафи’и говорится:

﴿ إذا أفضى أحدكم بيده إلى ذكره ، ليس بينها وبينه شئ فليتوضأ ﴾

«Если кто-нибудь из вас коснется своих половых органов, без какого либо препятствия между ними, то он должен совершить омовение».[5]

‘Амр ибн Шу’айб передал от своего отца и деда, да будет доволен Аллах ими всеми:

﴿ أيما رجل مس فرجه فليتوضأ ، وأيما امرأة مست فرجها فلتتوضأ ﴾  رواه أحمد

«Любой мужчина, прикоснувшийся к своим половым органам, пусть совершит омовение. И пусть совершит омовение любая женщина, которая коснется своих половых органов». Этот хадис передал Ахмад 7076.[6]

Ибн аль-Каййим сказал: «Аль-Хазими сказал: “Цепочка (рассказчиков этого хадиса) является достоверной”».

Ханафиты считают, что прикосновение к половым органам не нарушает омовение. Они опираются на хадис, в котором говорится, что один человек спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Должен ли совершить омовение тот, кто коснется своих половых органов?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:

﴿ لا ، إنما هو بضعة منك ﴾ رواه الخمسة ، وصححه ابن حبان

«Нет, это же часть (твоего тела)». Этот хадис передали Абу Дауд 182, ат-Тирмизи 85, ан-Насаи 1/101, Ибн Маджах 483, а Ибн Хиббан 1119 подтвердил его достоверность.[7]

Ибн  аль-Мадини сказал: «Этот хадис лучше, чем хадис от Йусры».


[1] То есть, это не нужно было делать после справления большой и малой нужды или сна. Прим. пер.

[2] Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих Сунан ан-Насаи» 158.

[3] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 6554.

[4] Имеется в виду между рукой и органами. Прим. пер.

[5] Также этот хадис передали аль-Байхакъи 1/132, ад-Дара Къутни 542. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир» 362.

[6] Шу’айб аль-Арнаут назвал хадис хорошим. «Муснад Ахмад» 2/223.

[7] Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 167.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

 

Материал подготовлен редакцией сайта www.takwa.ws

(755)

takwa Сайт «Такуа — Богобоязненность», на котором будут собираться самые лучшие статьи, новости и также любая другая полезная информация, прошедшая через три фильтра – Коран, Сунну и понимание сподвижников!

Комментарии (2)

  1. Ассаламу алейкум
    Уважаемый у нас спорный вопрос с моим братом по вере я думаю что после испускание газа достаточно трижды помыть руки до локтя а он считает что нужно заново делать омовение как перед молитвой
    Скажите пожалуйста как делать омовение после испускание газа

    1. Ваалейкум ассалам ва рахматуЛлахи ва баракатуху…Ваш брат в этом вопросе полностью прав..Сначала надо ,руки кисти помыт ,потом лицо ,потом руки до локтей ,потом протирать головы и помыт ноги до щиколот..А довод к этому служит Слова Всевышнего Аллаха «Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (Аль-Маида, 6).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Закрыть